"Посеешь привычку - пожнешь характер" - рекомендации для родителей
консультация по теме

Карапулова Арина Станиславовна

Рекомендации для родителей - "Посеешь привычку - пожнешь характер" и "Как знакомить детей с нормами поведения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

                               

                         Посеешь привычку – пожнешь характер.

В формировании личности значение привычек трудно переоценить. От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающем осуждение. Что такое привычка?

   Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает прикрыть при этом рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; держится манерно, напыщенно или развязно; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом…Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью.

   С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребенку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого – с внешних форм поведения (которые ребенок усваивает прежде всего по подражанию). Этим объясняется и то, что самые маленькие дети усваивают понятия «хорошо» и «плохо» по чисто внешним, зримым признакам: поздоровался, поблагодарил – поступил хорошо; замахнулся, не извинился – плохо.

   Случается, ребенок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Например, отсутствие у ребенка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.

    Родители должны следить за тем, чтобы у ребенка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Взрослый высказывает свое требование в виде несложных, конкретных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай ее»; «Если что-то развязалось, запачкалось, оторвалось, скажи мне, вместе устраним неполадки»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно сомнется и будет как старое».

    Изо дня в день, выполняя эти правила, ребенок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всем – в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей.

    Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких («Весь в папу»; «Вся в маму»), и в подтверждение говорят: «Разбросана, неорганизованна – вся в мать»; «Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребенок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки. Ребенок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное, воспитания. Случается, что ребенка чуть не до двух-трех лет кормят из ложки, умывают и одевают, дают есть не по часам, а тогда, когда он хочет, постоянно идут на уступки. Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребенка: он растет неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу»; «Буду – не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребенком аморальных привычек поведения.

      А.С.Макаренко указывал на то, что «нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке».

    Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребенком, как тут же меняется его поведение. Такое явление часто наблюдается после длительного отсутствия ребенка в детском саду.

     …Каждый день девочка убирает за собой постель, приводит себя в порядок, аккуратно складывает свои вещи, причесывается. Все это делает не торопясь, обстоятельно, ничего не забывая. Но вот ребенка оставляют дома в честь приехавшей погостить бабушки, которая разрешает любимой внучке утром чуть дольше полежать в постели, помогает ей умываться, разрешает не убирать постель и свои вещи. Очутившись снова в детском саду, пятилетняя девочка вдруг заявляет воспитателю: «Не хочу умываться»; «Помогите одеться»; «Постель убирать не умею».

      К.Д.Ушинский и А.С.Макаренко подчеркивали, что привычки следует рассматривать как одно из важных средств воспитания. Не сформировав у ребенка необходимых привычек – помощников, трудно воспитать у него нужные формы поведения и свойства характера.

   Дошкольнику надо объяснить, что ходить, косолапя, разговаривать и одновременно теребить свою челку, показывать пальцем на человека, чесаться, шмыгать носом, гримасничать некрасиво.

   Иногда родители спрашивают: «Откуда у ребенка плохие привычки? Мы его этому не учили!» Действительно, не учили, но и о воспитании хороших вовремя не позаботились. Если вовремя не выработать у ребенка полезные привычки, то он их создает сам в результате подражания окружающим или потому, что ему было удобнее действовать так, а не иначе. Ребенку проще пролить суп из ложки, чем не пролить; замочить рукава при умывании, чем не замочить; не поздороваться, не извиниться, чем поздороваться, извиниться; отнять и ударить, чем удержаться от этого, и т. д. Если он постоянно упражняется в том, как быть неаккуратным, невежливым, неизбежно сформируются отрицательные привычки.

   Самое эффективное средство против дурных привычек – их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно ли помочь ребенку освободиться от нее? Да, это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребенку сделать это значительно легче, так как он обладает легкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Важно при этом учитывать, что при искоренении привычки следует вникнуть, отчего она произошла, и действовать против причины, а не против последствий.

Как знакомить детей с нормами поведения.

Каковы пути и средства воспитания у детей нравственного поведения? Маленькому ребенку прививают те навыки, о которых говорится в программе детского сада и которые связаны с выполнением режима (все делать вовремя, в нужном темпе, согласованно с другими детьми); с самообслуживанием гигиеническими требованиями (самостоятельно умываться, есть, раздеваться и одеваться и др.). Ребенок должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.

   По мере взросления ребенка постепенно расширяется, и круг правил, усваивая которые он дополнительно расширяет и конкретизирует свои знания об уже известных. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: «Как вести себя на занятиях»; «Как вести себя на улице, на транспорте»; «»Соблюдай правила пешехода»; «Как вести себя во время разговора со взрослыми»; «Правила дружной игры»; «Правила вежливости» и др.. Важно, чтобы и в семье выполнение любого правила было обязательным. Чтобы руководствоваться ими, ребенку недостаточно знать их. Например, он знает, что при встрече принято здороваться, за услугу благодарят, за нечаянно доставленное неудобство извиняются, но, очутившись в одной из подобных ситуаций, «забывает» об этом. Если его товарищ уклонился от известных ему правил, он остро подмечает это, искренне критикует его, но не замечает, что сам поступает так же.

    Когда к Вите обращаются с просьбой товарищи, то он напоминает им: «Попроси, как следует, скажи: «Дай, пожалуйста», но сам об этом слове забывает. Почему?

    Необходимо учитывать, что у детей дошкольного возраста может наблюдаться разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических особенностей. На это указывал А.С.Макаренко, говоря, что между пониманием ребенка, как нужно поступить, и привычным способом поведения «есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом». «Заполнить опытом» - значит постоянно упражнять ребенка в выполнении правил поведения.

   Полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры.

   Четырехлетнему ребенку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь. При этом взрослый напоминает ему, как обратиться с просьбой, выразить признательность за услугу.

- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи Марии Павловне: «Дайте, пожалуйста…» Не забудь о слове «пожалуйста», а затем скажи: «Спасибо». Говори четко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.

  Эти же требования для ребенка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов: «Прежде чем войти к соседям, что нужно сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Мария Павловна с кем-нибудь разговаривает, как ты поступишь?».

  Когда ребенок выполнил поручение, можно спросить его: «Расскажи, как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» Это побуждает его проанализировать собственное поведение.

    Ребенка недостаточно лишь познакомить с правилом, полезно еще и показать способы его выполнения. Например, как сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, содержать в порядке свои вещи и беречь их и т.п. Показ в сочетании со словом помогает ребенку понять, что от него хотят. Это особенно важно в работе с малышами. Ему можно сказать: «Делай, как я» или: «Делай, как твой брат», прокомментировать свои действия или действия брата, дать им оценку.

    …После дневного сна Алеша обычно одевается лениво, колготки натягивает небрежно, кофточку застегивает, пропуская петли. Мама предлагает ему одеваться наперегонки с братом.

- Но выигрывает тот, кто все сделает не только быстро, но и аккуратно, - предупреждает она ребят.

Затем уборка постели.

- Постарайся делать так, как Сережа, - говорит мама. – Видишь, он расправляет простыню. И ты так же.

  Когда все готово, мама предлагает Алеше сравнить, как выглядит убранная им постель и постель Сережи, поправить завернувшееся покрывало.

- Вот теперь и у тебя хорошо, - подбадривает она сына. Прием параллелизма, опирающийся на детскую подражательность и стремление к самостоятельности, исключает излишние назидания, наставления. Ребенку легко равняться на «образец», так как он видит и действует одновременно.

  Чем меньше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно напоминает малышу о соблюдении правил: «Сейчас разденемся, аккуратно сложим свои вещи в шкаф и пойдем умываться»; «Ты помнишь, что нужно сделать перед мытьем рук, чтобы не замочить рукава?». Подсказывая детям, как надо поступать, он как бы программирует их действия, предотвращая отрицательные проявления.

   Дети среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они многое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высокую самостоятельность: «Надеюсь, ты был вежлив»; «Проверь, все ли ты сделал как надо»; «Посмотри на себя в зеркало, все ли у тебя в порядке».

    Взрослые используют косвенные приемы, иногда лишь намечают линию поведения, говоря ребенку: «Ты большой, и, наверное, не стоит напоминать тебе, как вести себя». Этот прием основан на естественном стремлении ребенка казаться старше, на пробуждающемся чувстве собственного достоинства.

    Требование выполнять то или иное правило должно вызывать положительную реакцию ребенка. Для этого иногда полезно высказать авансом хорошее мнение о предполагаемом примерном его поведении.

    Отец ведет своего четырехлетнего сына – забияку в детский сад и беседует с ним:

- Ты и сегодня будешь дружно играть с ребятами, не ссориться с ними из-за игрушек, не правда ли? Новенького Алешу не будешь обижать и, конечно, поможешь ему одеться, он еще не научился, как все ребята…Вечером, когда я приду за тобой, воспитательница опять похвалит тебя. Мне будет приятно, что мой сын хорошо ведет себя.

   Этот прием, основанный на знании психологических особенностей дошкольников (внушаемость, стремление быть хорошим), создает у них желание оправдать доверие старших. Конечно, это не значит, что ребенок во всех случаях будет действовать так, как мы предполагаем, не всегда можно предусмотреть возможные отрицательные проявления. Хорошо зная ребенка, можно предвидеть, как он поступит в предполагаемой ситуации, как прореагирует на родительское слово.

   Руководя поведением детей, приходиться прибегать и к замечаниям. Как делать замечание, чтобы оно не вызывало в ребенке внутреннего сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, стремление помочь маленькому человеку безболезненно воспринять замечание. Например, замечание, основанное на контрастных понятиях «хорошо» и «плохо», оказывает положительное воздействие на детей:

- Удивляюсь, как ты, такая хорошая хозяюшка, поступила плохо: бросила все дела, не закончив их. Разве ты не помнишь правило: после себя все убрать на место?

   Девочка понимает, что в данном случае отступление от правил – случайность, ошибка, которая не должна повториться.

  Руководство поведением детей должно сочетаться с представлением им разумной самостоятельности. Когда ребенок прочно овладеет культурой поведения, то он будет вести себя так, как его учили, и в отсутствие взрослого.

Литература:

 Л.Ф. Островская, Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Посеешь привычку, пожнешь характер».

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Родители являются основными исполнителями процесса воспитания...

Консультация для родителейдошкольников. "Посеешь привычку-пожнешь характер"

   Консультация для родителей дошкольников«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Пос...

Консультация для родителей на тему: «Посеешь привычку, пожнешь характер».

Формирование многих ценных качеств личности будущего взрослого человека, его характера, поступков включает образование у ребенка уже в раннем возрасте необходимых навыков и привычек: нравственного пов...

Консультация для родителей «Посеешь привычку — пожнешь характер»

Народная мудрость гласит: " Посеешь привычку - пожнешь характер". От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающи...

Памятка для родителей "Посеешь привычку - пожнешь характер"

Посеешь привычку – пожнешь характер Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитывает в себе с детства уважение к самому себе. Памятка для родителей. Полезные привычки....

Консультация для родителей "Посеешь привычку - пожнешь характер."

А. С. Макаренко говорил " Ваше сабственное поведения- это самая решающая вещь. Вы воспитываете вашего ребенка каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома."...

Консультация для родителей "Посеешь привычку – пожнешь характер"

Консультация для родителей"Посеешь привычку – пожнешь характер" Дети - наша гордость. В них все нам мило и дорого. И, пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывали стар...