Cоветы родителям по развитию речи дошкольников.
консультация на тему

Никифорова Мария Иннокентьевна

Цель:  формирование педагогической культуры родителей по развитию речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников

Игры на обогащение словарного запаса

Игра «Наоборот»

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Взрослый говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Далее взрослый кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч взрослому.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

- Нам с тобой пришёл черёд

- Сыграть в игру “Наоборот”.

- Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).

- Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).

- Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).

- Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”)!

- Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).

- Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лёд ... 

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжёлый, а пух ... и т.д

.

Игра «Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: взрослый показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Игра «Что бывает?»

Цель – развитие умения соотносить слово-предмет со словом-признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку подбирается как можно больше слов-предметов.

- Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

- Красное – платье, яблоко, знамя.

Игра «Четвертый лишний»

Взрослый предлагает ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги).

Игры для формирования грамматического строя речи

Игровое упражнение «Чьё всё это?»

Цель – упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.

Ребёнку показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

- Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

- Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

- Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

- Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

- Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игра «Измени окончание» 

Взрослый просит ребёнка продолжить фразу:

один палец – пять пальцев,

одно яблоко – пять яблок,

одна корова – четыре коровы.

Игра «Без чего не бывает?» 

Ребёнок отвечает на вопросы взрослого:

Зебра не бывает без… (полосок), верблюд – без … (горба), лошадь без … (гривы), корова – без … (рогов), кошка – без … (усов).

Игра «Давай посчитаем» 

Взрослый предлагает посчитать любые предметы от 1 до 10 (1 цветок, 2 цветка, 3 цветка, 4 цветка, 5 цветков - 10 цветков)

Игра «Один – много»

Взрослый называет предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки).

Игра «Назови ласково»

Цель – формирование навыка словообразования.

Взрослый предлагает ребенку назвать предметы ласково (ложка – ложечка, носки – носочки, копейка – копеечка, красный – красненький).

Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по, про, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

Например: прыгнул – спрыгнул, выпрыгнул, отпрыгнул, подпрыгнул.

Игры на развитие связной речи

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Ребёнку предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут … (Куда? Зачем?)». Или более усложнённый вариант: «Дети идут в садик, чтобы … .»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Взрослый рассказывает начало сказки или рассказа, а ребёнок должен продолжить или придумать концовку.

Игра «Что, на что похоже и почему?»

Гуляя по улице, задавайте ребёнку вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи снежинка, ветка?». Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Кроме того, можно использовать игры на кухне, т.е. обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем; вкусовые качества: сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет; форму).

Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников.

Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать ег...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для родителей "Родителям о развитии речи дошкольников"

  Одним из основных показателей уровня развития ребенка является богатство его речи. И от этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешная учеба в школе. Вот поэто...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультации для родителей по развитию речи дошкольников «Дефицит общения» – проблема развития речи детей

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.Современные родител...

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....