Пальчиковые игры как средство развития речи
консультация на тему
Серебрякова Т.А.
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада №4 «Золотой ключик»
города Константиновска, Ростовской области
Рекомендации содержат упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, пальчиковые гимнастики. Все задания сопровождаются текстом, просты для выполнения. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Рекомендации предназначены для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Серебрякова Т.А.
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада №4 «Золотой ключик»
города Константиновска, Ростовской области
Рекомендации содержат упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, пальчиковые гимнастики. Все задания сопровождаются текстом, просты для выполнения. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Рекомендации предназначены для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы.
Пальчиковые игры как средство развития речи
Упражнения для пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Мануальные действия влияют на развитие мозга человека. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Талантами народной педагогики созданы игры «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока - белобока» и другие. Взрослыми значение этих игр недостаточно осмыслено. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. Исследования физиологов подтверждает связь развития рук с развитием мозга. Доказаны влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь детей. Каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении – двумя руками вместе. Взрослый следит за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, чёткими.
Каждое занятие имеет своё название, проводится в течение нескольких минут, два три раза в день.
«Веер»
Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко. Достаём красивый веер – Пусть прохладою повеет. | Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком. |
«Белка»
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: | Резко сгибаем и разгибаем, все пальцы рук. |
Лисичке-сестричке, | Загибаем мизинец, |
Воробью, | загибаем безымянный палец, |
синичке, | загибаем средний палец, |
Мишке толстопятому, | загибаем безымянный палец, |
Заиньке усатому… | загибаем большой палец. |
«Пальчики»
Раз - два – три – четыре - пять - | Сгибаем по очерёдности пальцы рук, начиная с мизинца. |
Вышли пальчики гулять. | Резко разжать все пальцы руки. |
Раз – два – три – четыре - пять - | Сгибаем по очерёдности пальцы рук, начиная с мизинца. |
В домик спрятались опять. | Прячем руку за спину. |
«Утята»
Раз – два – шли утята. | Загибаем пальцы левой руки: сначала мизинец, затем безымянный. |
Три – четыре – за водой. | Загибаем средний, потом указательный палец. |
А за ними плёлся пятый, | Загибаем большой палец. |
Позади, бежал шестой. | Начинаем загибать пальцы правой руки: сначала большой. |
А седьмой от них отстал. | Загибаем указательный палец. |
А восьмой уже устал. | Загибаем средний палец. |
А девятый всех догнал. | Загибаем безымянный палец. |
А десятый испугался - | Загибаем мизинец. |
Громко – громко запищал: | Хлопаем в ладоши. |
- Пи – пи – пи – | Сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук. |
не пищи! | Грозим пальчиком. |
- Мы тут рядом, | Показываем ладошки обеих рук. |
поищи! | Прячем руки за спину. |
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! | Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, начиная с указательного, похлопывая друг друга кончиками пальцев. |
Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! | Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки одновременно. |
«Птички»
Две синички прилетели, | Машем кистями рук, изображая крылья. |
На ладошки дружно сели, | Показываем ладошки |
Стали семечки клевать И тихонько напевать. | Стучим указательными пальцами по ладошкам. |
Мы погладим нежно птичек | Гладим руки с обеих сторон. |
И отпустим невеличек. | Встряхиваем кистями рук и машем ими как крылышками. |
«На полянке»
На полянке у лесочка, | Медленно качаем кистями рук, ладонями вверх. |
Где резвится мошкара, | Хлопаем в ладоши. |
Выросли весной цветочки: Ах, какая красота! | Ладони прижимаем друг к другу, разводим пальцы, слегка согнув их. |
Все в лесу цветочки любят, | Поднимаем руки вверх и поворачиваем ладони внутрь и наружу. |
Утром солнышко их будит | Хлопаем в ладоши. |
И лучами пригревает, Дождик в меру поливает. | Поднимаем руки вверх и медленно опускаем их вниз. |
Тех, кто очень уж промок, | Соединяем кисти рук, разворачиваем ладони вверх. |
Днём обсушит ветерок. | Дуем на ладони. |
«Ежиха»
Гладила мама ежиха ежат, Что за пригожие детки лежат. | Упражнение выполняется при помощи колючего, массажного коврика. Выполняются поглаживания коврика. |
«Ельник»
У сосны, у пихты, ёлки, Очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник, Нас уколет можжевельник. | Упражнение выполняется при помощи еловой или сосновой шишки. Катаем шишку между ладонями. |
«Котёнок»
Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь, Но я же играю с тобою малыш, А будешь кусаться, | Упражнение выполняется при помощи бельевой прищепки. Прищепка «кусает» по очереди все пальцы руки. |
Скажу тебе кыш. | Слегка бьём по кисти руки. |
«Орех»
Я катаю свой орех, Чтобы стал круглее всех. | Упражнение выполняется при помощи грецкого ореха. |
«Снежок»
Раз, два, три, четыре Мы с тобой снежок слепили. | Имитируем лепку снежка. Показываем ладошками снежок, закруглив ладони. |
Круглый, | Показываем ладошками снежок, закруглив ладони. |
Крепкий, | Сжимаем между собой ладони. |
Очень гладкий, | Гладим ладошки. |
И совсем, совсем не сладкий. | Грозим пальцем. |
Раз – подбросим, | Имитируем бросок вверх. |
Два – поймаем, | Имитируем ловлю. |
Три – уроним, | Разводим руки в стороны. |
И сломаем. | Топаем ногой. |
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:
- застёгивание и расстёгивание пуговиц;
- шнурование ботинок;
- нанизывание бусин на леску;
- игры с мозаикой;
- игры с конструктором;
- перебирание круп;
- выкладывание букв из природного материала;
- игры с пластилином;
- игры со счётными палочками;
- игры с бумагой.
Одно из самых любимых занятий детей – это рисование. Оно не только любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.
Для лучшего развития детей, используйте любую возможность: рисуйте как можно чаще. Предлагайте ребёнку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.
Список использованной литературы:
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 46, [2] с.: ил.
- Воробьёва Л.В. 70 развивающих игр для занятий с малышом. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 32 с.: ил. – (Серия «От 3 до 5»).
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44, [4] с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-339779-1384275941.jpg)
Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-485489-1411408696.jpg)
«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-561327-1423470754.jpg)
"Пальчиковые игры как средство развития речи"
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей среднего возраста....
Пальчиковые игры как средство развития речи.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, развивать их и, вместе с тем, развивать их мелкую моторику....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/12/picture-486878-1586678167.jpg)
Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.
Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-1023908-1567781827.jpg)
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
- Мне нравится (3)