Пальчиковые игры как средство развития речи
консультация на тему

Серебрякова Т.А.

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР детского сада №4 «Золотой ключик»

города Константиновска, Ростовской области

Рекомендации содержат упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, пальчиковые гимнастики. Все задания сопровождаются текстом, просты для выполнения. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

 

Рекомендации предназначены для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Серебрякова Т.А.

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР детского сада №4 «Золотой ключик»

города Константиновска, Ростовской области

Рекомендации содержат упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, пальчиковые гимнастики. Все задания сопровождаются текстом, просты для выполнения. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Рекомендации предназначены для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы.

Пальчиковые игры как средство развития речи

Упражнения для пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Мануальные действия влияют на развитие мозга человека. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Талантами народной педагогики созданы игры «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока - белобока» и другие. Взрослыми значение этих игр недостаточно осмыслено. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. Исследования физиологов подтверждает связь развития рук с развитием мозга. Доказаны влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь детей. Каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении – двумя руками вместе. Взрослый следит за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, чёткими.

Каждое занятие имеет своё название, проводится в течение нескольких минут, два три раза в день.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаём красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

«Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Резко сгибаем и разгибаем, все пальцы рук.

Лисичке-сестричке,

Загибаем мизинец,

Воробью,

загибаем безымянный палец,

синичке,

загибаем средний палец,

Мишке толстопятому,

загибаем безымянный палец,

Заиньке усатому…

загибаем  большой палец.

«Пальчики»

Раз - два – три – четыре - пять -

Сгибаем по очерёдности пальцы рук, начиная с мизинца.

Вышли пальчики гулять.

Резко разжать все пальцы руки.

Раз – два – три – четыре - пять -

Сгибаем по очерёдности пальцы рук, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.

Прячем руку за спину.

«Утята»

Раз – два – шли утята.

Загибаем пальцы левой руки: сначала мизинец, затем безымянный.

Три – четыре – за водой.

Загибаем средний, потом указательный  палец.

А за ними плёлся пятый,

Загибаем большой палец.

Позади, бежал шестой.

Начинаем загибать пальцы правой руки: сначала большой.

А седьмой от них отстал.

Загибаем указательный  палец.

А восьмой уже устал.

Загибаем средний палец.

А девятый всех догнал.

Загибаем безымянный палец.

А десятый испугался -

Загибаем мизинец.

Громко – громко запищал:

Хлопаем в ладоши.

- Пи – пи – пи –

Сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук.

не пищи!

Грозим пальчиком.

- Мы тут рядом,

Показываем ладошки обеих рук.

поищи!

Прячем руки за спину.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, начиная с указательного, похлопывая друг друга кончиками пальцев.

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки одновременно.

«Птички»

Две синички прилетели,

Машем кистями рук, изображая крылья.

На ладошки дружно сели,

Показываем ладошки

Стали семечки клевать

И тихонько напевать.

Стучим указательными пальцами по ладошкам.

Мы погладим нежно птичек

Гладим руки с обеих сторон.

И отпустим невеличек.

Встряхиваем кистями рук и машем ими как крылышками.

«На полянке»

На полянке у лесочка,

Медленно качаем кистями рук, ладонями вверх.

Где резвится мошкара,

Хлопаем в ладоши.

Выросли весной цветочки:

Ах, какая красота!

Ладони прижимаем друг к другу, разводим пальцы, слегка согнув их.

Все в лесу цветочки любят,

Поднимаем руки вверх и поворачиваем ладони внутрь и наружу.

Утром солнышко их будит

Хлопаем в ладоши.

И лучами пригревает,

Дождик в меру поливает.

Поднимаем руки вверх и медленно опускаем их вниз.

Тех, кто очень уж промок,

Соединяем кисти рук, разворачиваем ладони вверх.

Днём обсушит ветерок.

Дуем на ладони.

«Ежиха»

Гладила мама ежиха ежат,

Что за пригожие детки лежат.

Упражнение выполняется при помощи колючего, массажного коврика.

Выполняются поглаживания коврика.

«Ельник»

У сосны, у пихты, ёлки,

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Нас уколет можжевельник.

Упражнение выполняется при помощи еловой или сосновой шишки.

Катаем шишку между ладонями.

«Котёнок»

Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться,

Упражнение выполняется при помощи бельевой прищепки.

Прищепка «кусает» по очереди все пальцы руки.

Скажу тебе кыш.

Слегка бьём по кисти руки.

«Орех»

Я катаю свой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Упражнение выполняется при помощи грецкого ореха.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок слепили.

Имитируем лепку снежка. Показываем ладошками снежок, закруглив ладони.

Круглый,

Показываем ладошками снежок, закруглив ладони.

Крепкий,

Сжимаем между собой ладони.

Очень гладкий,

Гладим ладошки.

И совсем, совсем не сладкий.

Грозим пальцем.

Раз – подбросим,

Имитируем бросок вверх.

Два – поймаем,

Имитируем ловлю.

Три – уроним,

Разводим руки в стороны.

И сломаем.

Топаем ногой.

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:

  • застёгивание и расстёгивание пуговиц;
  • шнурование ботинок;
  • нанизывание бусин на леску;
  • игры с мозаикой;
  • игры с конструктором;
  • перебирание круп;
  • выкладывание букв из природного материала;
  • игры с пластилином;
  • игры со счётными палочками;
  • игры с бумагой.

Одно из самых любимых занятий детей – это рисование. Оно не только любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

Для лучшего развития детей, используйте любую возможность: рисуйте как можно чаще. Предлагайте ребёнку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Список использованной литературы:

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО  «Издательство АСТ», 2004. – 46, [2] с.: ил.
  2. Воробьёва Л.В. 70 развивающих игр для занятий с малышом. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 32 с.: ил. – (Серия «От 3 до 5»).
  3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44, [4] с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии  речи детей....

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....

"Пальчиковые игры как средство развития речи"

Пальчиковые игры как средство развития речи у детей среднего возраста....

Пальчиковые игры как средство развития речи.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, развивать их и, вместе с тем,  развивать их мелкую моторику....

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...