Консультация "Пальчиковая гимнастика"
консультация на тему

Гусева Ирина Александровна

Консультация "Пальчиковая гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст128.32 КБ
Файл Версия для печати194.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковая гимнастика

как средство развития мелкой моторики ребёнка»

Консультация для родителей.

2-ая младшая группа.

C:\Users\Елена Юрьевна\Desktop\1350501999_foto_9.jpg

Воспитатель: Гусева И.А.

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

 Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память.

Выполняя упражнение, сначала нужно объяснить, как выполняется то или иное упражнение, показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук, — простое, но очень полезное занятие, которое можно применять, когда ребенку совсем нечем заняться — в дороге и в очереди. Для малыша — это приятная игра. Малыш вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания.

Представим вам некоторые простые упражнения для тренировки мелкой мускулатуры.

1. Плетение ковриков.

2. Катание шестигранных карандашей.

3. Перебирание палочек.

4. Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем.

5. Рисование карандашом, использовать разные виды штриховки.

6. Использование книги-раскраски.

7. Лепка из глины, пластилина.

8. Различные виды конструктора.

9. Различные виды мозаики.

10. Перематывание цветных клубочков ниток.

11. Игры со шнурками, с веревочками.

12. Работа с бумагой, оригами.

13. Работа с ножницами.

14. Природный материал является хорошим средством для развития детского творчества и мелкой моторики рук.

А вот некоторые «пальчиковые игры»:

Хлебушек.

Бублик ,    (большой и указательный пальцы образуют круг),

Баранку,    (большой  и средний пальцы образуют круг),

Батон       (большой и безымянный)

И буханку    (большой и мизинец)

Пекарь из теста   (имитация лепки хлеба)

Испек спозаранку.

Киска.

- Киска ниточки мотала

вращать руками, как бы наматывая нить на клубок

- И клубочки продавала.

вытянуть обе ладони вперед

- Сколько стоит?

- Три рубля. Покупайте у меня!

показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

Дружба.

- Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в "замок"

- Мы с тобой подружим маленькие пальчики .

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

- Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.

- Начинай считать опять.

- Раз, два, три, четыре, пять.

- Мы закончили считать

руки вниз, встряхнуть кистями.

Дом.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана").

Семья.

Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (разводят руки в стороны)

Раз,  два, три, четыре, пять!  (показывают по одному пальцу, раскрывая ладошку)

Всех могу пересчитать:  (хлопают в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!  (хлопают в ладоши).

Морковка.

Я – морковка, рыжий хвостик. (сложить ладони)
Приходите чаще в гости. («звать» кистями рук)
Чтобы глазки заблестели, (массировать веки)
Чтобы щечки заалели, (массировать щёчки)
Ешь морковку, сок мой пей, (хлопать)
Будешь только здоровей!(сжимать-разжимать кисти рук).

Пальчик.

Маша варежку надела:( тереть ладонями друг о друга)

«Ой, куда я пальчик дела?(развести руки в стороны)

 Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)

 В свой домишко не попал».

 Маша варежку сняла: ( тереть ладонями друг о друга)

 «Поглядите – ка, нашла! (расставить пальчики в стороны)

 Ищешь, ищешь и найдёшь, (сжимать-разжимать кулачки)

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 95»

Воспитатель: Гусева Ирина Александровна

г. Ярославль

«Пальчиковая гимнастика

как средство развития

 мелкой моторики ребёнка»

Консультация для родителей.C:\Users\Елена Юрьевна\Desktop\1350501999_foto_9.jpg

2-ая младшая группа.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые  питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

C:\Users\1\Desktop\ЕЛЕНА ЮР\Гусева 1.11.16\клипарт\6a84f5da7ca45bfc49fda5ea857.jpg

Дом. 

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана").C:\Users\1\Desktop\ЕЛЕНА ЮР\Гусева 1.11.16\клипарт\34097554.jpg

Семья.

Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (разводят руки в стороны)

Раз,  два, три, четыре, пять!  (показывают по одному пальцу, раскрывая ладошку)

Всех могу пересчитать:  (хлопают в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!  (хлопают в ладоши).

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

 Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память.

Выполняя упражнение, сначала нужно объяснить, как выполняется то или иное упражнение, показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Дружба.

- Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в "замок"

- Мы с тобой подружим маленькие пальчики .

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

- Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.

- Начинай считать опять.

- Раз, два, три, четыре, пять.

- Мы закончили считать

руки вниз, встряхнуть кистями.

Пальчик.

Маша варежку надела:(тереть ладонями друг о друга)

«Ой, куда я пальчик дела?(развести руки в стороны)

 Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)

 В свой домишко не попал».

 Маша варежку сняла: ( тереть ладонями друг о друга)

 «Поглядите – ка, нашла! (расставить пальчики в стороны)

 Ищешь, ищешь и найдёшь, (сжимать-разжимать кулачки)

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)

А вот некоторые «пальчиковые игры»:

Хлебушек.

Бублик ,    (большой и указательный пальцы образуют круг),

Баранку,    (большой  и средний пальцы образуют круг),

Батон       (большой и безымянный)

И буханку    (большой и мизинец)

Пекарь из теста   (имитация лепки хлеба)

Испек спозаранку.

Киска. 

- Киска ниточки мотала

вращать руками, как бы наматывая нить на клубок

- И клубочки продавала.

вытянуть обе ладони вперед

- Сколько стоит?

- Три рубля. Покупайте у меня!

показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

Морковка.

Я – морковка, рыжий хвостик. (сложить ладони)
Приходите чаще в гости. («звать» кистями рук)
Чтобы глазки заблестели, (массировать веки)
Чтобы щечки заалели, (массировать щёчки)
Ешь морковку, сок мой пей, (хлопать)
Будешь только здоровей!(сжимать-разжимать кисти рук).

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как

правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Пальчиковая гимнастика, как развитие мелкой моторики рук, — простое, но очень полезное занятие, которое можно применять, когда ребенку совсем нечем заняться — в дороге и в очереди. Для малыша — это приятная игра. Малыш вместе с взрослым произносит короткие стишки, при этом, каждая фраза сопровождается движениями пальчиков. Если ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру, то он с удовольствием выполняет все задания.

C:\Users\1\Desktop\ЕЛЕНА ЮР\Гусева 1.11.16\клипарт\83127465_large_1328283662_4051.jpg

Представим вам некоторые простые упражнения для тренировки мелкой мускулатуры.

1. Плетение ковриков.

2. Катание шестигранных карандашей.

3. Перебирание палочек.

4. Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем.

5. Рисование карандашом, использовать разные виды штриховки.

6. Использование книги-раскраски.

7. Лепка из глины, пластилина.

8. Различные виды конструктора.

9. Различные виды мозаики.

10. Перематывание цветных клубочков ниток.

11. Игры со шнурками, с веревочками.

12. Работа с бумагой, оригами.

13. Работа с ножницами.

14. Природный материал является хорошим средством для развития детского творчества и мелкой моторики рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...