"Семья и детский сад: взаимодействие и сотрудничество"
материал на тему

Гриценко Татьяна Николаевна

Из опыта работы воспитателя по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья и детский сад: взаимодействие и сотрудничество»

(из опыта работы воспитателя Гриценко Т.Н. по взаимодействию

ДОУ с семьями воспитанников) 

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

 Во взаимодействии с родителями ставлю перед собой следующие задачи:

1. Повышение активности и ответственности родителей  и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

Приоритетными направлениями в моей работе с родителями являются:  

  • повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
  • приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

Для того чтобы родители стали активными моими помощниками, стараюсь вовлекать их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

На первый этап – демонстрирую родителям положительный образ ребенка, благодаря чему между складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям даю практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом использую различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, проекты.

Третий этап предполагает ознакомление с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета  по интересующим их проблемам.

В процессе установления доверительных отношений с родителями немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

При взаимодействии с родителями  активно использую следующие  формы и методы работы:

  • групповые встречи – практикумы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации фрагментов из жизни группы;
  • вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек, рисунков на различную тематику»);
  • тематические праздники «Папа, мама, я – дружная семья»,
  • участие родителей в занятиях, совместных досугах
  • фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
  • информационные буклеты;
  • использование интернет-ресурса и соц. сетей для информирования родителей и фотоотчетов о жизни группы.
  • Вовлечение в проектную деятельность

Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

  • Информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в родительском уголке в приемной группы.
  • Приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей.
  • Предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
  • Призываю к участию родителей в методических мероприятиях, пополнению предметно-развивающей среды группы, благоустройство участка

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи являются родительские собрания, на которых использую приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю просмотры видеофрагментов, практические задания, игры. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей

Трудно переоценить помощь родителей в пополнении фондов группы (игрушки, книги, как новые, так и те, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (распечатка иллюстраций, карточек для детей).

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические индивидуальные выставки детей, благодаря которым раскрывается творческий потенциал ребенка, повышается самооценка. Эти выставки помогают родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

В ходе проведенной работы получены результаты:

  • повысился уровень родительской компетентности;
  • гармонизировались родительско - детские отношения;
  • повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

В заключение необходимо отметить, что  многообразие  форм взаимодействия  с семьями детей неоспоримы и многочисленны:

– учет индивидуальности ребенка. Я как педагог, постоянно поддерживаю контакт с семьей, знаю особенности, привычки детей и стараюсь  учитывать их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление не только внутрисемейных связей, но и межсемейная  дружеская атмосфера, что способствует раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Вывод:

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников Гриценко Татьяны Николаевны

Слайд 2

« Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами». «Семейный кодекс РФ» Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Слайд 3

Задачи: Повышение активности родителей, Привлечение к сотрудничеству Информационная поддержка родительского выбора в воспитании и развитии Содействие созданию условий для развития способностей детей

Слайд 4

Активные формы работы с семьей: « Круглые столы». Дискуссии, практикумы. Психологические тренинги общения . Участие в конкурсах Тематические праздники Участие в занятиях, досугах Вовлечение в проектную деятельность Видео и фотоотчеты Информационные буклеты

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья и детский сад: секреты успешного сотрудничества с родителями"

Установление партнерских отношений участников педагогического процесса, использование разнообразных форм с семьями воспитанниов детского сада....

"Семья и детский сад: секреты успешного сотрудничества с родителями"

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада....

Общее родительское собрание для вновь сформированных групп детского сада «Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество»

Установлить взаимодействие семьи и детского сада, как необходимый фактор в создании комфортной обстановки воспитания детей, повысить уровень воспитательных умений, педагогической культуры родителей....

Статья Семья и детский сад: взаимодействие в проектной деятельности (из опыта работы)

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ. На сегодняшний ...

"Семья и детский сад: взаимодействие в проектной деятельности"

quot;Семья и детский сад: взаимодействие в проектной деятельности"...

Статья: Тема « Семья и детский сад: взаимодействие в проектной деятельности»

laquo;Дошкольное  детство» – это уникальный период в жизни каждого человека,  когда  осуществляется разностороннее развитие личности.Это  период, в течении которого ре...