Родительское собрание в подготовительной группе "Подготовка детей к школе"
материал (подготовительная группа) на тему

Андреева Ольга Евгеньевна

Построение единой содержательной линии обеспечивающей эффективное развитие,  воспитание, и обучение при подготовке детей к школе.

Проведение анкетирования родителей: «Определение готовности ребенка к школе» 

Решение педагогических ситуаций.Ролевое проигрывание проблемных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе по теме:

«Подготовка детей к школе».

Цель: построение единой содержательной линии
обеспечивающей эффективное развитие,  воспитание, и обучение при подготовке детей к школе.

Эпиграф: «Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду, что дитя независимо от учения развивается с каждым днем и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитяти приносят более перемены в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет» (К. Ушинский)

Ход мероприятия

Подготовительный этап

  1. Проведение анкетирования родителей: «Определение готовности ребенка к школе» (приложение А)
  2. Опрос родителей: на какой вопрос хотели бы получить ответ на родительском собрании.
  3. Проведение с детьми опроса или тестирования «Хочу ли я в школу?»
  4. Оформление выставки литературы и дидактических пособий и игр по подготовке детей  к школе.
  5. Оформление эпиграфа.

Этап введения в проблему

Педагог. Современная школа предъявляет к ребенку повышенные требования: придя в первый класс, ребенок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребенком в школе:

  • Ребенок не может справиться с полученным заданием;
  • Поссорился с товарищем;
  • Ребенку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);
  • Хочет спросить о чем – то учителя, но стесняется и т.д.

Этап социологического исследования

На данном этапе собрания обсуждаются полученные результаты, выявленные в ходе анкетирования родителей «Определение готовности ребенка к школе» Далее необходимо представить родителям результаты опроса детей предшкольного возраста. Родители обсуждают полученные результаты.

Этап педагогического всеобуча

Родитель. Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе?

Педагог. В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи. На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время, научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить.

Родитель. Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?

Педагог. Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5мин.Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать ручку и карандаш.

Решение педагогических ситуаций

Задача 1 Сын первоклассник уже третий день подряд получает двойки только по математике, хотя родителям казалось, что он охотно решал примеры и у него практически не было ошибок. Родители стали решать с ним похожие примеры и задачки, повторять правило, но это не дало положительных результатов.

Задача 2 Мать, посмотрев выполненное дочерью – первоклассницей задание и обнаружив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было побольше». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука.» Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.

Задача 3 Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, Что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

Ролевое проигрывание проблемных задач

К школьным трудностям ребенка могут приводить, как ни странно, самые, на взгляд родителей , безобидные стереотипы. Предлагаются две ситуационные задачи(из книги Волкова Б.С., Волковой Н.В. «Задачи и упражнения по детской психологии»).

  1. Таня (6лет 4мес.) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение.

Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква?», «Что здесь написано?» Девочка молчит.

– Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.

– Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!

  1. Иру воспитывает бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой, у нее не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить не сложные, на ее взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а мать сердилась на нее: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!»

С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.

Задание. Проиграть ситуацию в ролях (матери и ребенка)

Вопросы к обсуждению:

– Как вы чувствовали себя в роли ребенка, матери?

– С какой мамой вам более приятно общаться?

Подведение итогов родительского собрания

Педагог. Дома вам следует продолжить готовить ребенка к школе, но не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, веселых задач, элемента графического диктанта, половины странички чтения. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребенком, обсудите ее, помогите сделать правильные выводы.

«Тройная оценка». Доску делят на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участникам понравилось на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут перечислены предложения по дальнейшей эффективности родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой родителей.

Приложение 1

Анкета для родителей (Автор – Е.П.Арнаутова)

Уважаемые мамы и папы!

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе интеллектуально и эмоционально? Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты:

  1. СПОСОБЕН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК СЛЕДОВАТЬ ИНСТРУКЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ ВЗРОСЛОГО? ( Да, нет, иногда)
  2. Способен ли ребенок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин?  (Да, нет, иногда)
  3. Способен ли ребенок знакомиться и общаться с другими детьми? ?  (Да, нет, иногда)
  4. Способен ли он уступать, избегать конфликта?   (Да, нет, иногда)
  5. Способен ли ребенок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки?   (Да, нет, иногда)
  6. Чему вы больше отдаете предпочтение: обучение чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?
  7. Умеет ли ребенок читать? (Да, нет)
  8. Умеет ли писать? (Да, нет)
  9. Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет)
  10. Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет)
  11. Может ли пересказать услышанный рассказ по картинке? (Да, нет)
  12. Каким вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы?_________________________________________________________
  13. С радостью ли пойдет ребенок в школу? (Да, нет)
  14. Готов ли, по вашему мнению, ваш ребенок  к школе? Почему?________________________________________________________________
  15. Что вас больше всего беспокоит в вопросе подготовки ребенка к школе?________________________________________________________
  16. Какие знания, умения, навыки ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться?______________________________________________________________________________________________________________________________________
  17. На какие вопросы по теме собрания вы желали бы получить ответы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Опросник для беседы с детьми седьмого года жизни

(Автор – Е.П.Арнаутова)

  1. Хочется ли тебе идти в школу? Почему хочется или не хочется?
  2. Как по-твоему, для чего нужно учиться в школе?
  3. Чем ты больше всего любишь заниматься дома, в детском саду?
  4. Какие правила, по- твоему, тебе нудно выполнять, чтобы стать потом хорошим учеником?
  5. Нравится тебе или не нравится, когда приходится выполнять какое-нибудь трудное задание (например, мастерить новую игрушку, рисовать, решать трудную задачу?)
  6. Почему нравится или не нравится?
  7. Как ты думаешь, какого первоклассника можно назвать хорошим учеником?

Приложение3

Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?» (Автор Е.П Арнаутова)

Обратиться к ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - зафиксировать его ответы в таблице. Если он согласился с высказыванием, поставить плюс, если нет – то оставить место пустым.

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
  4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
  5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
  6. Когда я пойду в школу, буду хорошо учиться.
  7. Самое лучшее в школе – это каникулы.
  8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
  9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
  10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Подсчет результатов

1-3 балла – ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Взрослым следует задуматься

4 -8 баллов - да, хочет в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов первых строк (1,2,3,4,5),то ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй половине строк (6,7,8,9,10), то он вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний.

9 -10 баллов - прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие десять лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе "На пороге школы"

Формирование активной позиции родителей при подготовке детей к школе....

Методическая разработка "Родительское собрание в подготовительной группе "Скоро в школу"

Данный план проведения родительского собрания в подготовительной группе поможет педагогам грамотно и эффективно изложить родителям информацию об основных целях и задачах подготовки ребёнка к обучению ...

Родительское собрание в подготовительной группе «На пороге школы»

Время летит, и вот уже скоро наши  ребята,  отправятся  в первый класс.  Готовность  к школе. В чем она заключается… Готовность к школе включает в себя: психологическую...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Скоро в школу"

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; } Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задач...

Родительское собрание в подготовительной группе "Готовимся в школу вместе"

Родительское собрание в подготовительной группе "Готовимся в школу вместе"...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. Подготовка к школе

Сценарий родительского собрания с родителями подготовительной к школе группы на тему: «Ребенок на пороге школы»Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и со...

Родительское собрание: «Нравственно-волевая подготовка детей к школе», в подготовительной группе №4, в начале учебного года.

Подготовила:  Батина   Ирина Александровна, воспитатель группы №4, МБДОУ – «Детский сад №388», г. Нижний Новгород.Цели: расширение контакта между педагогом и роди...