Родительское собрание в подготовительной группе "Подготовка детей к школе"
материал (подготовительная группа) на тему
Построение единой содержательной линии обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, и обучение при подготовке детей к школе.
Проведение анкетирования родителей: «Определение готовности ребенка к школе»
Решение педагогических ситуаций.Ролевое проигрывание проблемных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в подготовительной группе по теме:
«Подготовка детей к школе».
Цель: построение единой содержательной линии
обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, и обучение при подготовке детей к школе.
Эпиграф: «Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду, что дитя независимо от учения развивается с каждым днем и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитяти приносят более перемены в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет» (К. Ушинский)
Ход мероприятия
Подготовительный этап
- Проведение анкетирования родителей: «Определение готовности ребенка к школе» (приложение А)
- Опрос родителей: на какой вопрос хотели бы получить ответ на родительском собрании.
- Проведение с детьми опроса или тестирования «Хочу ли я в школу?»
- Оформление выставки литературы и дидактических пособий и игр по подготовке детей к школе.
- Оформление эпиграфа.
Этап введения в проблему
Педагог. Современная школа предъявляет к ребенку повышенные требования: придя в первый класс, ребенок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. В детском саду, в рамках занятий по подготовке к школе, мы учим детей читать, считать, развиваем мелкую моторику, решаем логические задачи, предлагаем упражнения для развития памяти, внимания, мышления. Мы моделируем и разыгрываем ситуации, которые могут произойти с ребенком в школе:
- Ребенок не может справиться с полученным заданием;
- Поссорился с товарищем;
- Ребенку стало плохо (заболела голова, живот, тошнит);
- Хочет спросить о чем – то учителя, но стесняется и т.д.
Этап социологического исследования
На данном этапе собрания обсуждаются полученные результаты, выявленные в ходе анкетирования родителей «Определение готовности ребенка к школе» Далее необходимо представить родителям результаты опроса детей предшкольного возраста. Родители обсуждают полученные результаты.
Этап педагогического всеобуча
Родитель. Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе?
Педагог. В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи. На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время, научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить.
Родитель. Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?
Педагог. Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5мин.Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать ручку и карандаш.
Решение педагогических ситуаций
Задача 1 Сын первоклассник уже третий день подряд получает двойки только по математике, хотя родителям казалось, что он охотно решал примеры и у него практически не было ошибок. Родители стали решать с ним похожие примеры и задачки, повторять правило, но это не дало положительных результатов.
Задача 2 Мать, посмотрев выполненное дочерью – первоклассницей задание и обнаружив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было побольше». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука.» Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.
Задача 3 Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора. Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, Что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.
Ролевое проигрывание проблемных задач
К школьным трудностям ребенка могут приводить, как ни странно, самые, на взгляд родителей , безобидные стереотипы. Предлагаются две ситуационные задачи(из книги Волкова Б.С., Волковой Н.В. «Задачи и упражнения по детской психологии»).
- Таня (6лет 4мес.) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение.
Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква?», «Что здесь написано?» Девочка молчит.
– Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.
– Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!
- Иру воспитывает бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой, у нее не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить не сложные, на ее взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а мать сердилась на нее: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!»
С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.
Задание. Проиграть ситуацию в ролях (матери и ребенка)
Вопросы к обсуждению:
– Как вы чувствовали себя в роли ребенка, матери?
– С какой мамой вам более приятно общаться?
Подведение итогов родительского собрания
Педагог. Дома вам следует продолжить готовить ребенка к школе, но не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, веселых задач, элемента графического диктанта, половины странички чтения. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребенком, обсудите ее, помогите сделать правильные выводы.
«Тройная оценка». Доску делят на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участникам понравилось на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут перечислены предложения по дальнейшей эффективности родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой родителей.
Приложение 1
Анкета для родителей (Автор – Е.П.Арнаутова)
Уважаемые мамы и папы!
Как определить, готов ли ваш ребенок к школе интеллектуально и эмоционально? Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты:
- СПОСОБЕН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК СЛЕДОВАТЬ ИНСТРУКЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ ВЗРОСЛОГО? ( Да, нет, иногда)
- Способен ли ребенок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда)
- Способен ли ребенок знакомиться и общаться с другими детьми? ? (Да, нет, иногда)
- Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда)
- Способен ли ребенок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда)
- Чему вы больше отдаете предпочтение: обучение чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?
- Умеет ли ребенок читать? (Да, нет)
- Умеет ли писать? (Да, нет)
- Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет)
- Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет)
- Может ли пересказать услышанный рассказ по картинке? (Да, нет)
- Каким вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы?_________________________________________________________
- С радостью ли пойдет ребенок в школу? (Да, нет)
- Готов ли, по вашему мнению, ваш ребенок к школе? Почему?________________________________________________________________
- Что вас больше всего беспокоит в вопросе подготовки ребенка к школе?________________________________________________________
- Какие знания, умения, навыки ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться?______________________________________________________________________________________________________________________________________
- На какие вопросы по теме собрания вы желали бы получить ответы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Опросник для беседы с детьми седьмого года жизни
(Автор – Е.П.Арнаутова)
- Хочется ли тебе идти в школу? Почему хочется или не хочется?
- Как по-твоему, для чего нужно учиться в школе?
- Чем ты больше всего любишь заниматься дома, в детском саду?
- Какие правила, по- твоему, тебе нудно выполнять, чтобы стать потом хорошим учеником?
- Нравится тебе или не нравится, когда приходится выполнять какое-нибудь трудное задание (например, мастерить новую игрушку, рисовать, решать трудную задачу?)
- Почему нравится или не нравится?
- Как ты думаешь, какого первоклассника можно назвать хорошим учеником?
Приложение3
Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?» (Автор Е.П Арнаутова)
Обратиться к ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - зафиксировать его ответы в таблице. Если он согласился с высказыванием, поставить плюс, если нет – то оставить место пустым.
- Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
- Мне интересно, какие у нас будут уроки.
- Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
- Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
- Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
- Когда я пойду в школу, буду хорошо учиться.
- Самое лучшее в школе – это каникулы.
- Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
- Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
- Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
Подсчет результатов
1-3 балла – ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Взрослым следует задуматься
4 -8 баллов - да, хочет в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов первых строк (1,2,3,4,5),то ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй половине строк (6,7,8,9,10), то он вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний.
9 -10 баллов - прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие десять лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе "На пороге школы"
Формирование активной позиции родителей при подготовке детей к школе....
Методическая разработка "Родительское собрание в подготовительной группе "Скоро в школу"
Данный план проведения родительского собрания в подготовительной группе поможет педагогам грамотно и эффективно изложить родителям информацию об основных целях и задачах подготовки ребёнка к обучению ...
Родительское собрание в подготовительной группе «На пороге школы»
Время летит, и вот уже скоро наши ребята, отправятся в первый класс. Готовность к школе. В чем она заключается… Готовность к школе включает в себя: психологическую...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Скоро в школу"
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; } Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задач...
Родительское собрание в подготовительной группе "Готовимся в школу вместе"
Родительское собрание в подготовительной группе "Готовимся в школу вместе"...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе. Подготовка к школе
Сценарий родительского собрания с родителями подготовительной к школе группы на тему: «Ребенок на пороге школы»Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и со...
Родительское собрание: «Нравственно-волевая подготовка детей к школе», в подготовительной группе №4, в начале учебного года.
Подготовила: Батина Ирина Александровна, воспитатель группы №4, МБДОУ – «Детский сад №388», г. Нижний Новгород.Цели: расширение контакта между педагогом и роди...