Родительское собрание «На пороге школьной жизни» (практикум, дискуссия)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe-sobranie-v-podgotovitelnoy-gruppe_1.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в подготовительной группе
Тема: «НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
(практикум, дискуссия)
Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
План проведения
1.Вступительное слово.
2. Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери».
3.Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Диспут.
4.Выступление психолога школы или учителя начальной школы «Готовность ребенка к школе».
5.Анализ стереотипов родительского поведения.
6.Игровое упражнение «Закончить предложение о том, что значит в вашем понимании «хорошо учиться».
7.Поиск ответов на вопросы на основе примеров из произведений детских поэтов.
8.Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
- Приглашение на собрание школьного психолога.
- Оформление наглядности к заданию № 2.
- Подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме «Подготовка детей к школе».
- Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
II. Этап проведения практикума
Ведущий. Наша встреча носит название «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка». В чем видится каждому из присутствующих проблема дискуссии на данную тему?
(Высказывания родителей.)
Предлагаю родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор.
На столах лежат:
- черная полоска - сильное беспокойство;
- синяя полоска - умеренное беспокойство;
- красная полоска - ощущение радости, чувство уверенности.)
От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего
самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?
(Высказывания родителей.)
Обратите внимание - на нашем демонстрационном стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе (на интерактивной доске).
- Физическое здоровье ребенка.
- Развитый интеллект ребенка.
- Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
- Выносливость и работоспособность.
- Умение ребенка считать и читать.
- Аккуратность и дисциплинированность.
- Хорошая память и внимание.
- Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Ведущий. Задание родителям. Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости.
(Для выполнения задания желательно пригласить две пары родителей из тех, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению.
По итогам выполненного задания следует организовать короткий диспут с участием педагогов детского сада и психолога.)
III. Выступление психолога
Ответы на вопросы, интересующие родителей.
IV. Продолжение практикума
Ведущий. Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка и др. Предлагаю вам послушать небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика. «Может быть, мы виноваты сами - чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать! Нет, он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу - вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью... К пятеркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя... Заговори с ним о школе - тускнеет...»
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка - будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
- «Вот пойдешь в школу, там тебе...», «Ты, наверное, будешь двоечником!..» (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
- «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!...» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
- «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)
- «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
• «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!»
(У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания мо
гут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться
комплекс неполноценности )
А теперь предлагаю вам игровое упражнение с мячом.
Ведущий по очереди бросает мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо учиться» означает...»
Ведущий: А теперь давайте немного расслабимся и обратимся к поэзии. Определите, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, говорится в следующих примерах из произведений детских поэтов.
- Корзина малины
Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной -
Дорога становится длинной-предлинной!
А если в корзине пылает малина -
Еще тяжелее бывает корзина.
Бежит, извиваясь, лесная дорожка.
С корзиной малины шагает Сережка.
«Приду я - и маме отдам всю малину.
И скажет мне мама: «Бери половину!»
Зачем же мне всю-то корзину нести?
Свою половину я съем по пути
И правильно! Вмиг полегчала корзина!
Малины осталось - как раз половина!
«Вот, - скажет мне мама, - какой молодчина!
Принес полкорзины! Тебе - половина».
Дорожка петляет. Сережка шагает.
Малина в корзине опять убывает.
«Ну, тут на двоих еще хватит вполне!
Полполполкорзины достанется мне.
Полполполкорзины делю пополам,
А все остальное я маме отдам».
Дорожка петляет уже вдоль села.
Полполполполполполовина пошла!
Еще пополам бы! Да жалко: в корзине
Полполполовинки последней малинки...
- Как вы считаете, нужно ли ребенку учиться удерживать цель деятельности? Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву? Как вы помогаете ребенку в этом?(Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т. е. ребенок должен ответить себе на вопрос: «Ради чего я буду это делать?» Он решает, как ему поступить - как хочется или как можно. Если ребенок понимает, какую пользу принесут его действия другому человеку, ему легче преодолеть ситуативность поведения.)
- Таня-неумелочка
Есть такая девочка -
Таня-неумелочка.
И чулочки и сапожки
Надевают ей на ножки.
Все могла бы делать Таня,
Только нет у нас старанья.
Вот какая девочка -
Таня-неумелочка.
- Не замечали ли вы за собой склонности занимать аналогичную позицию по отношению к своему ребенку, какая занимается взрослыми по отношению к Тане в данном литературном примере? Если да, какие.вы предпринимали шаги в связи с этим? (Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность делать самому все, что он может сделать сам.Позиция гиперопеки - делать за ребенка его школьные дела, идти у него на поводу, снисходя к его усталости и пр., может принести впоследствии массу неприятностей и родителю и самому ребенку.)
- Ссора
Ты меня заобижала.
А скажи - зачем?
Леденец в руке зажала.
Я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек.
Крошечку просил,
Осторожно уголочек
Я бы откусил.
Ну и что ж,
Что он английский -
Этот леденец.
Был тебе я другом близким.
Все. Теперь конец.
Ты меня заобижала.
Уходи. Пора.
Лучше б кошка забежала
Просто со двора,?
Молока бы ей из кружки
В блюдце б я налил.
О тебе, плохой подружке,
Сразу бы забыл.
И. Токмакова
Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными
переживаниями? Испытывает ли он в этом трудности? Как вы ему помогаете в этом? (Несправедливость со стороны друга, сверстника больно ранит ребенка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.)
- Один дома
Я один остаюсь,
Я совсем не боюсь.
За окошком темно.
Это мне все равно.
Свет повсюду включу,
Посижу, помолчу.
Занавешу окно.
Папа с мамой в кино.
Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь,
Может в кухню схожу.
За столом посижу.
К чаю пряники есть.
Но не хочется есть...
Кто-то в стенку стучит.
Телевизор молчит.
Я в ответ постучу.
Телевизор включу.
Время быстро пройдет.
К нам чужой не зайдет.
Холодильник урчит.
Кто-то в стенку стучит.
Папа с мамой в кино
Очень-очень давно...
И. Токмакова
- Назовите, какими средствами пользуется ребенок, чтобы преодолеть страх? Ваш сын или дочь поступили бы так же в аналогичной ситуации или как-то иначе? Считаете ли вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он
испытывает в разных жизненных ситуациях? (Чувство страха может подавлять ребенка, приводить его к необдуманным поступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание. Важно об этом всегда помнить.)
V. Подведение итогов родительского собрания
В завершение собрания использовать прием «Полезный совет».
Каждый участник практикума получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.
В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки ребенка к школе. Это могут быть, например:
- «Выложи сам» - на умение анализировать форму предметов;
- «Угадай, что спрятано» - на умение представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов, и др.
Для этого можно воспользоваться следующими книгами:
- Матвеева Л., Выбойшик Н., МякушкинД. Практическая психология для родителей или Что я могу узнать о своем ребенке. М.,1997.
- Виноградова Н., Журова Л. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.,1992.
Проект решения родительского собрания
- Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
- Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. п.).
- Осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом по желанию.
- Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности.
- Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-логопедическая детско-родительская игра "На пороге школьной жизни"
Психолого-логопедическая детско - родительская игра "На пороге школьной жизни". В школе намного легче учиться, если у ребенка развиты познавательные процессы: память, речь, внимание, восприятие,...
Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...
Родительское собрание "На пороге школьной жизни"
Сценарий родительского собрания для родителей будущих первоклассников. Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений....
Конспект родительского семинара – практикума на тему: «Семья на пороге школьной жизни».
На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитие...
Конспект родительской гостиной «На пороге школьной жизни».
Цель: Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе. Задачи: 1. Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, осозн...
Родительское собрание Подготовительная группа Тема собрания: «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Подготовила воспитатель: Стрельникова В.В.
Родительское собраниеПодготовительная группа Тема собрания:«Семья на пороге школьной жизни ребенка»Подготовила воспитатель: Стрельникова В.В....
Конспект родительского собрания "На пороге школьной жизни"
конспект родительского собрания...