Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях ДОУ
методическая разработка на тему

Информационно-аналитические формы (вопрос к воспитателям: «Как вы считаете, какие формы работы можно отнести к этой группе?») направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого необходимо в своей работе использовать нетрадиционные формы общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

                           

К формам общения педагога с родителями относятся:

  • информационно-аналитические
  • досуговые,
  • познавательные,
  • наглядно- информационные формы.

Информационно-аналитические формы (вопрос к воспитателям: «Как вы считаете, какие формы работы можно отнести к этой группе?») направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Досуговые формы («Что относится сюда?») – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.

Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Игры: «Ярмарка», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?», конкурс кулинаров «Сладкий час». Можно организовать интересные конкурсы «Успешный родитель», «Семья года». Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные - это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Можно проводить собрания в различных формах.

«Читательская (педагогическая) конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».

«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка родительского опыта».

«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по само регуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс»: к проведению могут привлекаться как педагоги ДОУ, так и родители, которые могут чем-то поделиться, чему-то обучить других родителей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог, и родители выбирают наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта». Педагоги ДОУ могут, например, обучить родителей нетрадиционным ИЗО техникам, оригами и т.д. Отсроченным результатом проведения такого мастер-класса может стать организация выставки рисунков или поделок только родителей.

На родительских собраниях нетрадиционной формы нужно использовать различные методы активизации родителей.

  1. «Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы. Принимаются все абсолютно варианты решения проблемы, даже нереальные.
  2. «Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
  3. «Коллективная запись» Каждый из участников получает лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в лист. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов, по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
  4. «Хорошо-плохо»: предлагается высказать полярные мнения по одному вопросу, проблеме, например, что хорошего в наказании, и что в нем плохого.
  5. «Слово-эстафета»: родителям предлагается высказать самое главное о воспитании детей. Родитель, взяв предмет (мяч), должен продолжить предложения: «Чтобы у меня вырос(ла) хороший сын (дочь), я должен …….» и передает предмет по кругу. В результате высказываются все родители.
  6. «Шапка вопросов»: родители пишут друг другу вопросы-записки, которые кладут в шапку. Потом по очереди достают их оттуда и отвечают.

Наглядно – информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

- Открытые занятия. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об образовательном процессе в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об образовании детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. Также можно подключать их к участию в игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.

- Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий. Также родители могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения.

- Привлечение пап и мам к участию в субботников, озеленению, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах.

- Родительские уголки. Эта форма работы является традиционной. Для того, чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей, можно и нужно ее разнообразить:

- Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками

- Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

- Игротеки: «Игры на кухне», «Игры нашего детства» и д.р.

- Листы активности: они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

- Мероприятия по обмену опытом среди родителей «Копилка родительских советов»

- Фотомонтажи

- Информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке, оформленные родителями совместно с детьми.

- Выставки, оформленные с родителями: «Наши любимцы» - фото любимых животных, «Мая малая Родина» - конкурс фотографий родного края, «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» - фото детей на свежем воздухе в разное время года

- Стенды, оформленные совместно с родителями: «Когда мы были маленькие…» - рассказы мам и пап, «Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребёнка, «Устами младенца» - юмористические высказывания детей

- Создание родителями альбомов после праздников

- Семейные газеты: «Под крышей дома моего», «А это моё солнышко», «А это мы все на автомобиле едим в отпуск!», «Зимняя мозаика», «С Новым годом!»

- Создание семейных книжек – малышек

- «Экран добрых дел»: хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Родительское собрание начинается, прежде всего, с подготовки:

1) выбор темы;

2) определение его целей и задач;

3) изучение научно-методической литературы;

4) проведения диагностического микроисследования;

5) определения вида, формы и этапов родительского собрания;

6) приглашения родителей и других его участников;

7) составление решения собрания, рекомендаций (памяток) родителям;

8) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Формы проведения родительских собраний:

  • Круглый стол Проведение собрания в такой форме предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно, чтобы он был, и за ним сидели и педагоги, и родители, и гости собрания.
  • Родительские конференции. Основная цель – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.
  • Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.
  • Презентация. Такая форма предполагает знакомство с чем-либо или кем-либо. Презентация готовится заранее. Она может сопровождаться показом иллюстраций, фото-, видеоматериалами. Презентацию могут подготовить как родители, так и педагоги.
  • Видеозаписи, слайд-шоу. Просмотр видеофильмов, слайдов обычно очень нравится участникам собрания. Родители эмоционально реагируют на увиденное, появляется много вопросов, реплик, суждений, высказываний.
  • Аукцион. Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.
  • Лекция – семинар. Для проведения собрания необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты.
  • Душевный разговор. Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.
  • Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
  • Мастер – класс. Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть, как теоретическим, так и практическим.
  • Ток – шоу «Есть мнение». Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.
  • Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.
  • Педагогический консилиум. Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей.
  • Педагогический капустник. Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.
  • Дискуссии, КВН.

Памятка «Поведение педагога ДОУ на родительском собрании».

1. Снимите собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Убедите родителей в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.

5. Словом и делом помогите родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других педагогов детского сада.

6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно.

7. Важно, чтобы родители всех воспитанников: и благополучных, и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Памятка

Десять секретов успешного проведения родительского собрания:

1. Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано никаких других важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему и на основе ее обсуждения постройте разговор с родителями.

3. Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.

6. Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.

7. Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.

8. Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитарных родителей, на мнение членов родительского комитета.

9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.

10. Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например, снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях ДОУ".

В презентацияи представлены формы работы с родителями в условиях ДОУ, в том числе и нетрпадиционные....

«Инновационные (нетрадиционные) формы работы с родителями в условиях введения ФГОС»

Мастер-класс "Сценарий родительского собрания, которое мы провели с использованием нетрадиционных форм работы с родителями"...

Нетрадиционная форма работы с родителями в условиях ДОУ "Дерево пожеланий"

  Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.      В своей работе, хочу предложить вашему вниманию "Дерево пожеланий " ...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Нетрадиционные формы работы с родителями, в условиях внедрения ФГОС"

Непонимание ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Работа с родителями на сегодняшний день является...

Эффективные нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

Эффективные нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.Проведение родительских  собраний с  включением игровых моментов.-Проведение мастер-классов.-Организация пр...

Проект. Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ 2022

Введение: Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников....