Сенсорное развитие детей раннего возраста
статья на тему

Куракина Вера Николаевна

Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Как показывают наблюдения, дети раннего возраста приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета.  

Чтобы наши детки не отставали, предлагаем несколько упражнений-игр на развитие сенсорики: упражнение с матрешкой, упражнение на цветовое различение (если ваш ребенок не различает цвета), упражнение на цветовое различение (если ребенок усвоил основные цвета), упражнение с бусинками.

Упражнение с матрешкой.

Для многих детей 3-го года жизни это упражнение считается трудновыполнимым (их деятельность носит хаотичный характер: не хватает то одной, то другой детали, бросают ее, пытаются силой затолкать большую матрешку в меньшую. Проявляйте терпение, действуйте постепенно, начиная с матрешки с одним вкладышем (Вместо матрешек можно заниматься с любыми предметами различной величины, которые можно вкладывать один в другой: кастрюли с крышками, баночки, коробки и т.д.). Очень важно, чтобы ребенок овладел действиями с предметами, отличающимися по величине; с психологической точки зрения это свидетельствует о хорошем развитии восприятия, обогащения сенсорного опыта, зрительно-двигательной координации, повышение мышечной чувствительности тонкой моторики.

Упражнение на цветовое различение (если ваш ребенок не различает цвета).

Вводите названия цветов в разговор и в игру ребенка, но не как давление: «Скажи, какого это цвета?». Лучше предложить: «Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой!» - и покажите красный кубик. Или: «Я думаю, что это зеленый кубик». Когда же ребенок с интересом откликнется на вопрос типа: «А где красные кубики?» или «Какого цвета у тебя кофточка?», это будет означать, что в его сознании слово обозначающее цвет соединилось со зрительным образом.

Упражнение на цветовое различение (если ребенок усвоил основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый).

Предложите ему упражнение с предметами восьми цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого). Если ребенку трудно дается цветовое различение, вводите новые цвета постепенно.

Рассыпьте на столе, например, кубики разного цвета и предложите ребенку рассортировать эти кубики по цвету: в одну коробку сложить все красные, в другую все синие и т.д. Не следует требовать от ребенка, чтобы он запоминал названия цветов, главное, чтобы он правильно раскладывал кубики по цвету. Чтобы ребенку было легче ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: «Положи в эту коробку такие же кубики как этот».

Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета).

Предложите ребенку бумагу и разноцветные карандаши: «Давай нарисуем дерево и закрасим листочки зеленым карандашом, солнышко закрасим оранжевым карандашом, небо – синим, машину – красным». То же самое с красками (используется гуашь).

Предложите ребенку самостоятельно выбирать цвета для окрашивания хорошо знакомых предметов. Сначала научите ребенка правильно держать карандаш и кисть. Возьмите руку ребенка с карандашом или сухой кистью и сделайте несколько движений закрашивания карандашом или кистью. Затем окуните кисть в краску и вместе нарисуйте что либо. Если ребенок испытывает затруднение, начните с более легких заданий. Например: закрасить только листочки на дереве или нарисовать только солнышко.

Предоставьте ребенку самостоятельно выбрать сюжет рисования по предварительному замыслу.

 В подготовке консультации использовались рекомендации М.Н. Ильиной «Развитие ребенка», СПб, Корона принт, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...