Консультация "Советы родителям будущих первоклассников"
консультация на тему
В консультации отражены основные критерии готовности к обучению в школе и рекомендации родителям будущих первокласников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ:
Развивайте мелкую моторику ребенка: надо больше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите косы кукле, зашнуруйте ботиночки.
Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: внимания, мышления, памяти посредством таких упражнений, как «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ», «Скажи в рифму, доскажи словечко». Разучивайте маленькие стихи.
Дома чаще играйте с детьми в «Дочки – матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.
Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?» кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.
Критерии готовности к школьному обучению:
Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный – согласный типа оп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать сдеформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу. Когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Эта одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твёрдых – мягких; л – р). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло – различительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук
Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др.
Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.
Пальчиковый театр.
Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов.
Дети 3- лет для развития ручной умелости должны:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики:
-запускать пальцами мелкие волчки:
-разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки:
-сжимать и разжимать кулачки:
-барабанить пальцами обеих рук по столу:
-махать в воздухе только пальцами:
-собирать все пальцы в щепотку:
-нанизывать пуговицы, шарики, бусинки на нитку:
-завязывать узел на шнурке, веревке:
-застегивать (расстегивать пуговицы:
-играть с конструктором, мозаикой:
-складывать матрешки:
-рисовать в воздухе:
-мять руками поролоновые шарики, губки:
- рисовать раскрашивать, штриховать:
- резать, вырезать ножницами:
- плести из бумаги коврики, корзинки, косички:
-шить, вышивать, вязать:
-выполнять аппликации
Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком, например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено- тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.
Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскроите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями, сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина , он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор .
Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть.
Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пуговицы, бисер... Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей коки Мурки.
Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если ребенку трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слове пластилина ( как яичную скорлупу).
Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук с: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет селедка, то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
Предложите ребенку помыть или убрать посуду, в названии которой есть звук Ч- чашки, чайник, а затем со звуком л-ложки, вилки, салатник,тарелки.
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук р.
Жили были зайчики
На лесной опушке,
Жили – были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки.
***
Мы со звуком «Р» играем,
Тигра мы изображаем:
-Ур-ур-ур, мур-мур-мур!
Гыр-гыр-гыр, фыр-фыр-фыр.
Мы со звуком «Р» играем
И вороне подражаем:
-Кар-кар-кар, кра-кра-кра.
Вот со звуком «Р» игра.
***
Есть такая девочка-
Таня –неумелочка.
И чулочки, и сапожки
Надевают ей на ножки.
Всё могла бы делать Таня,
Только нет у нас старанья.
Вот какая девочка –
Таня - неумелочка.
***
Очень любит Галочка
Быструю скакалочку.
Скок да скок, скок да скок-
Галочке не жалко ног.
А бывает жалко
Быструю скакалку.
-Отдохни, скакалочка,-
Еле шепчет Галочка.
***
Вот какой невежда чижик –
Не читает чудных книжек!
Научить его хочу,
Но никак не научу!
Скачет он и днём и ночью
И о чашку клювик точит.
Ну и чиж! Такой чудак!
Я читаю- он никак!
***
Из ореховых скорлупок
Вышло десять лёгких шлюпок…
Спичка с красным лоскутком-
Мачта посерёдочке.
И поплыли ручейком
Лодочки-лебёдочки.
Ручейки звенят-поют,
То и знай встречаются.
Наши лодочки плывут,
На волнах качаются.
***
Живет у нас в доме кукушка,
Кричит она звонко: «Ку –ку!»
Как будто в лесу на опушке,
На самом веселом суку:
И даже хитрющая кошка
Не может кукушку поймать.
Она прокричит из окошка
И спрячется быстро опять:
Она не живет на опушке-
В старинных часах её дом.
По этой веселой кукушке
Мы время всегда узнаём.
***
Медвежонок очень бел,
Словно белый-белый мел.
Может мишка заболел
Или мишка побледнел?
Долго он на льду сидел?
«Нет, - смеются все соседи,
Это ж белые медведи!
Белый сын и белый папа
От макушки и до лапок»
***
Непоседа Васенька не сидит на месте.
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
***
- Вот жаба, жаба! Убежим-
Наташа тянет Машу,
А жаба им в ответ:
-Эх, вы!!!
Ведь я вам не мешаю.
Живу одна я у воды
Букашек ем и мошек,
Вам жабу нужно уважать,
От жаб не нужно вам бежать.
***
Кто у нас говорит, говорит?
Целый час говорит, говорит?
Целый день говорит, говорит?
Целый год говорит, говорит?
И когда стоит - говорит,
И когда сидит –говорит,
И когда лежит – говорит,
И когда бежит – говорит.
Даже если ест – говорит,
Даже если спит- говорит.
То не Петя говорит, говорит.
То его язык говорит.
-Хоть болтать и не годится, - говорит, -
Не могу остановиться, -говорит.
***
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово зелёное – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
***
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Вылохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
***
Дни и ночи напролёт
Роет крот подземный ход.
Что же нужно там кроту?
Потемнее темноту.
Когда и как учить ребенка читать
6-лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут — в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности — игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МЕТОДИКИ
МЕТОДИКА НИКОЛАЯ ЗАЙЦЕВА
Это самая любимая родителями методика. И не потому, что она больше нравится ребенку (ему-то сравнивать не с чем) — эта методика наиболее доступна для понимания родителями и достаточно проста в преподавании.
Козырь Зайцева: таблицы.
По его собственному признанию, «затабличить» он готов все что угодно. Уже давно разработаны таблицы для обучения чтению и счету, таблицы с грамматикой русского и английского языков. Он так ловко систематизирует данные, что самые сложные правила и законы становятся четкими, обоснованными, а значит — легко запоминаемыми.
Вообще для Зайцева раннее развитие не самоцель. Он предлагает технологию. Кто ею воспользуется — все равно. Это может быть и ребенок, и взрослый. Зайцев ничего не говорит о пользе раннего чтения или счета. Обучать по кубикам можно и годовалого, и шестилетнего.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПО БУКВАРЮ Н.С.ЖУКОВОЙ.
Этот букварь пользуется любовью родителей. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнен оригинальными решениями. Надо отметить, что выделение слога из речи психологически проще и требует меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного звука.
Именно на этом принципе и построена методика Жуковой — начинаем читать слоги уже с 3-го занятия. Поскольку на начальном этапе чтение — это механизм воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели, то ребенку необходимо знание букв.
Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Проще познакомиться вначале с гласными. Это буквы, которые умеют «петь» А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА, ЭО, ОЫ и т.д. В итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из двух гласных. И только после знакомства с гласными — переходим к согласным.
Одновременно с началом обучения детей чтению, определяйте с ребенком на слух, сколько вы звуков (букв) произнесли. Какой звук (буква) был первым, какой — второй, и учите их выкладывать с помощью разрезной азбуки. Если ребенок овладел слитным прочтением слога, состоящего из двух букв, переходите к слогам из трех и четырех букв: О-СА, У-СЫ, МА-МА.
Но и эта замечательная методика, которая основана на разработках разных систем обучения и методах раннего развития тоже имеет минус — букварь не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача — обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно (в теории) доставить детям радость и удовольствие в награду за труд.
Но кроме зацикленности на раннем развитии вашего чада, старайтесь не забывать, что до 3-х лет дети воспринимают мир через чувства и эмоции, познание мира идет от общего к частному. Поэтому наполните мир вашего ребенка переживаниями положительных эмоций. Не надо раньше времени сужать его мир до размера букв и цифр.
Интерес к книге у детей возникает еще задолго до посещения школы и развивается очень легко. В книге для них заключено много прекрасного, героического, таинственного, поэтому им страстно хочется научиться читать, а пока не научились, - слушать чтение старших. Родителям надо только не заглушать этот пробудившийся интерес, а идти навстречу детским желаниям: читать им, приобретать для них книги и брать в библиотеке.
Долг родителей - всячески поощрять чтение детьми хороших книг. Поощрять чтение - это значит проявлять уважение и внимание к читающему ребенку, не отрывать его от книги без существенной необходимости, для выполнения каких-нибудь несрочных работ, поддерживать в комнате тишину, чтобы не мешать чтению, проявлять интерес к содержанию прочитанных детьми книг. Хорошо бы в семье установить традицию: в дни рождения детей, после успешного окончания ими школьных занятий, дарить им книги. Пусть у детей создается настроение, что книги- это лучший подарок, что появление на их полке или этажерке новой книги - это праздник.
С самых ранних лет у детей должно воспитываться и бережное отношение к книге.
В семье должны быть определенные правила обращения с книгами. Например, прежде чем брать книгу для чтения, вымыть руки. Никогда на книге не писать, не рисовать. Не класть в книгу карандаш, перо или что-либо твердое, тяжелое. По прочтении всегда класть книгу на определенное место. Соблюдение этих правил будет воспитывать привычку культурного обращения с книгой. Общее же отношение к книге как к источнику знаний, как к «учебнику жизни», как к верному и надежному спутнику во всей нашей жизни, проводимые в семье чтения вслух, беседы о прочитанных книгах несомненно характеризуют культурный уровень семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Советы родителям будущих первоклассников
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое...
Консультация "Советы родителям будущих первоклассников"
Консультация "Советы родителям будущих первоклассников"...
Консультация «Советы родителям будущих первоклассников».
У вас Событие – в скором будущем Ваш ребенок впервые переступит порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассни...
Консультация "Советы родителям будущих первоклассников "
Консультация " Советы родителям будущих первоклассников"...
Консультация «Советы родителям будущих первоклассников»
laquo;Советы родителям будущих первоклассников»По материалам интернета подготовила воспитатель Кокоревич Р.Н. Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В ...
Консультация.Советы родителям будущих первоклассников.
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября...
Консультация "Советы родителям будущих первоклассников"
Через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному с...