Влияние художественной литературы на развитие речи у дошкольников.
консультация (подготовительная группа) на тему

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА КИСТАЙКИНА

Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка.Художественная литература ставит задачу- заложить в детях любовь к художественному слову.Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе он уже никогда не полюбит художественную литературу. В предложенном материале говорится именно о том,как литература влияет на развитие речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература.

        Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.

Речь – появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны  его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка – это немало важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе он уже никогда не полюбит художественную литературу.

До сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей.

 Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить.

 «Книга – это открытие мира». Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи её ребёнку, помогает выбрать определённое оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.

Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи: 

- воспитания любви и интереса к художественной литературе,   формирование бережного отношения к книге;

- пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;  

- воспитания умения слушать произведение и анализировать;

- развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и    театрально-игровой деятельности;

-  развитие эмоциональной сферы ребёнка;

- умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;

- контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также  учитываются запросы современного ребёнка.

По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Дети 3 – 4 лет.

Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им необходимо помогать в умении  вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3 – 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.

Дети 4 – 5 лет.

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять  услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.

Дети 5 – 7 лет.

Здесь следует уделять особую роль анализу текста.

Дети улавливают скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве содержания и формы.

Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать, что он написал. Различать жанры произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства  художественной выразительности, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь хорошо пересказывать и читать наизусть, участвовать  в инсценировках.

Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель, дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.

Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие речи детей

Стихи, сказки, рассказы, пословицы, загадки – всё это важнейшие источники развития выразительности детской речи. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – его музыкальность, рит...

Проект "Влияние художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи детей. <<…есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интелектуальное развитие ребенка, но и ф...

Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений....

«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».

«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста». «Основная задача взрослых –Открыть в ребёнке талант читателя».С. Я. Маршак.Актуальность.Тема моего...

Статья «Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников»

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и, то же значение, что и соответствующая  им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуника...

Консультация для педагогов "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников".

Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедичес...

Влияние художественной литературы на развитие речи младших дошкольников

В данной статье актуализируется влияние чтения художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ, и в семье. Содержит краткий отчет по проделанной работе за 2023-202...