Влияние художественной литературы на развитие речи младших дошкольников
статья по художественной литературе (средняя группа)

Слепцова Надежда Ревовна

В данной статье актуализируется влияние чтения художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ, и в семье. Содержит краткий отчет по проделанной работе за 2023-2024 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние художественной литературы на развитие речи детей среднего дошкольного возраста

Слепцова Надежда Ревовна,

Воспитатель средней группы «Светлячки»,

МБДОУ ЦРР – Д/С № 19 «Василёк»

Дошкольный возраст-это период, наиболее благоприятный для развития творчества и фантазии ребенка. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы и человеческих отношений. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка и совершенствуется его ум.

Как известно, у современных детей интерес к книгам и любовь к чтению стали пропадать. Все чаще дети проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач. Слушать и слышать простую речь для дошкольников стало все трудней. Поэтому в наше время так много детей имеющих проблемы в развитии речи.  Чтению художественной литературы не уделяется должного внимания.  Как помочь этим детям?  А помочь нам в этом, может тесное общение с книгами.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе,  книге и чтению. И благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, образная, красочная, грамматически поставленная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой, что является одной из основ творчества и воображения.

Не для кого не секрет, что чтение художественной литературы начинается еще с младенчества, когда ребенок учится эмоционально воспринимать сказки, прибаутки, потешки и пр. по интонации, тембру голоса читающего родственника (мамы, папы и др. родственников). В возрасте первой и второй младшей группы идет своего рода закрепление навыка эмоциональной отзывчивости на чтение художественной литературы, запоминание короткого сюжета, умение передавать интонационно, по ролям, по особенностям персонажа (героя).

Младший дошкольный возраст – является фундаментом для формирования навыка слушания, восприятия услышанного, умения передавать и пересказывать более сложного сюжета, формирования в будущем любви к чтению художественной литературы. Именно поэтому нами был разработан план работы с детьми, который содержит примерный перечень художественный литературы, работу с педагогами, а также работу с родителями, ведь как показывает анкетирование – родители уделяют внимание чтению художественной литературы не более 1 раза в неделю, а иногда и вовсе не читают детям. Подобную ситуацию они объясняют нехваткой времени. Мы пришли к выводу, что взрослые не осознают значимости общения с ребенком.

А как мы уже знаем, что формирование личности ребенка осуществляется в семье.

Главной целью нашей работы является повышение заинтересованности у детей чтением и любви к книге, задачи которой являются:

- познакомить и привлечь родителей к активной работе по развитию речи детей.    

- расширить представление родителей о роли книги в воспитании ребенка.  

- привить навыки читательской культуры родителям и детям;

- воспитывать бережное отношение к книге.

Для того чтобы поддержать интерес к книгам, в группе для детей мы организовали совместно с родителями «центр чтения», в котором представлена яркая, красочная литература, соответствующая по возрасту, были разработаны памятки и брошюры с рекомендациями для родителей. Еженедельно проводятся индивидуальное консультирование родителей по выбору сказок для ребенка и определения тематик. Также в  группе мы проводим различные конкурсы:

- Выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений: «По страницам сказок», «Что за прелесть эти сказки».

- Создание книг-самоделок по произведениям детских писателей.

- Выпуск стенгазет, фотоколлажей по темам «Семейное чтение», «Семейные традиции», где дети сами рассказывают и презентуют свою работу. Такая форма работы детям очень нравится.

В конце учебного года совместно с родителями поставили театрализованную сказку «Сказка о глупом мышонке». Родители и дети активно участвовали с яркими, красочными костюмами, сделанные своими руками.

С каждым годом мы стараемся совершенствовать прежние и применять новые, современные формы совместной работы.

И в конце хочется отметить, что благодаря совместной работе с родителями, у детей сформировалось определенное представление об окружающем мире и детской литературе, дети научились самовыражению, доброте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства язы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Консультация для родителейИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА     Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро зап...

Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений....

Влияние художественной литературы на развитие речи у дошкольников.

Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка.Художественная литература ставит задачу- заложить в детях любовь к художественному слову.Если ребенок дошкольного возраста не...

Статья «Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников»

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и, то же значение, что и соответствующая  им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуника...

Консультация для педагогов "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников".

Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедичес...