Влияние культуры самовыражения родителей на развитие дошкольников
консультация (средняя группа) на тему
Влияние культуры самовыражения родителей на развитие дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kultury_samovyrazheniya_roditeley.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние культуры самовыражения родителей
на культуру поведения ребёнка в детском саду»
Василий Александрович Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
Первая школа растущего человека - семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, сочувствовать.
Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Семья всегда остается для человека самым важным надежным пристанищем. Где бы человек не был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей - самая бескорыстная, самая преданная, эта любовь безгранична. Дети являются гордостью своих родителей.
Лев Николаевич Толстой сыграл выдающуюся роль и в развитии педагогики. Толстой был сторонником семейного воспитания. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. В своей работе «О подражании в семье», Л. Н. Толстой высказывался о том, что главное условие первоначального воспитания детей – это здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми.
Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей.
Если мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то скорее всего он заметит (сознательно или подсознательно) несоответствие между нашими словами и поступками. Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует сильнее многочасовых чтений морали.
Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет. Нравственное поведение, психологическое развитие, поведение, общение, жизненные установки – все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка.
Таким образом, семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности, передачу опыта семейной жизни.
Так же, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка принимают активное участие и детский сад, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.
А вот самовыражение невозможно без уважения и любви к людям. В одном таджикском, или узбекском, а может и в индийском городе жил ковровых дел мастер. Всю свою жизнь он занимался тем, что ткал ковры. Своё мастерство он получил от своего отца, а тот от своего, и так далее. В каждом своём творении-ковре мастер выражал собственное видение мира. Каждая его работа была словно письмом — посланием миру. В самом конце своих дней мастер создал ковёр, в котором рассказал обо всём, что узнал в долгой жизни. Его ковры ещё долго украшали дома как бедных, так и богатых людей. Каждое наше творение: будь то ковёр, посаженное дерево или даже вбитый гвоздь — это наше творение, послание миру и другим людям, оно несёт им частичку нашего сердца и души.
Следует разобраться, что же такое самовыражение, которое так необходимо каждому и как же влияет самовыражение родителей на культуру поведения детей.
Как правило, нормы и принципы поведения родителей, впитываются ребенком и воспринимаются как общепринятый эталон. На основе примеров родителей, ребенок складывает свое представление о том, что хорошо, а что плохо. До 6 лет ребенок полностью копирует своих родителей. Бесполезно призывать ребенка придерживаться высоких идеалов, если вы сами далеки от них. Следует подавать пример, родителям нужно жить так, как они хотели бы, чтобы жили их дети. Так же следует обсуждать поступки других людей с ребёнком, поощрять его за хорошие дела.
Самовыражение родителей поможет сформировать свою систему ценностей у ребёнка, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы. Оно служит помощником для ребёнка в определении базовых представлений о добре и зле, воспитывает уважение к окружающим и помогает вырастить достойного члена общества.
Основная задача родителей – не только вырастить ребенка, но и заложить основы духовно-нравственного воспитания. В современных условиях, когда на ребенка обрушивается поток различной информации через телевизор, интернет и улицу, актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников возрастает. Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Цель духовно-нравственного воспитания – научить ребенка основам культуры в отношении к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно- нравственном здоровье современных детей. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. По итогам ежегодной диспансеризации детей дошкольного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Вся система образования грозит превратиться в коррекционную систему или просто для общего спокойствия принятые нормы развития ребенка могут быть названы устаревшими и за норму признают отклонения, как наиболее характерные проявления ребенка начала XXI века. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.
К сожалению, многие родители утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.
Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком. Родителям следует не бояться любить ребёнка и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, ему улыбались, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны, они представлены в таблице.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; - у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.
- Заключение
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что семья является первой и самой важной ступенью социализации человека, именно здесь происходит развитие ребенка, формирование его способностей, навыков и привычек, поэтому самым важным фактором является здоровая атмосфера в семье.
Английская пословица гласит "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя…", поэтому, чтобы что-то изменить в отношениях с детьми родители сами должны приложить немало усилий. Добрая и теплая атмосфера семьи способна творить чудеса, помогает преодолеть не самые лучшие моменты, которые встречаются в жизни.
Родители — это почва, воздух и солнце для ребенка. Наша задача — сделать родительскую “почву” плодороднее, чтобы ребенок лучше рос и развивался. Этой проблемой необходимо заниматься, чтобы был положительный результат.
Дети - это зеркало семьи. Дети - это обратная связь самовыражения родителей. Родительская позиция в семье к детям –это позиция ребенка к родителям и самому себе.
Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет ребенку набраться сил, веры в себя. Нельзя недооценивать значения духовно-нравственного воспитание для дошкольников. Помогите малышу сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Влияние массажа рук на интеллектуальное развитие дошкольника"
Массаж для развития пальцев рук.Игры, упражнения для подготовки руки дошкольника....
Консультация для родителей «Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду
Консультация для родителей«Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду» Роль семьиВасилий Александрович Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок по...
консультация для родителей "Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие дошкольника"
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка.Экспериментирование-это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром....
Консультация для родителей «Влияние развивающих игр на умственное развитие дошкольников»
Материал для родителей...
Влияние художественно-продуктивной деятельности на развитие дошкольника. Консультация для родителей.
Овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере...
«Влияние семейных традиций на психическое развитие дошкольника» (консультация для родителей)
В современное время этот вопрос особенно актуален, ведь изменения ритма жизни современных родителей приводит к тому, что эмоциональный контакт родителя с ребенком сводится к минимуму, возникает ...
Консультация для родителей на тему: "Влияние подвижных игр на всестороннее развитие дошкольников". Развитие физических качеств через подвижную игру
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка....