Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь
ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки,
старших сестер и братьев.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка
развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок
сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда
влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим
трудом преодолеваются в последующие годы.
Ваш ребенок начал заниматься с логопедом, и вы, конечно, хотите помочь ему в
скорейшем овладении правильной речью. Для этого существуют логопедические домашние задания.
Вам даются рекомендации и предлагаются игровые приемы для выполнения с
ребенком логопедических заданий.
Главное правило: окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слова, четко
произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят
за своей речью, до уха малыша многие слова «долетают» искаженно («не бежи» вместо «не беги»,
«ваще» вместо «вообще» и т.д.).
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь
непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность вни-
мательно прислушаться к вашей речи, на примере которой формируется собственная речь детей.
Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся у него звуку способствует
правильному воспроизведению звука в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи в более
короткие сроки. Рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую
логопедическую работу, например провести маленький семейный праздник, подарив ребенку пирог
или торт с изображением звука и конечно же в период автоматизации звука постоянно в корректной
форме поправлять ребенка, следить за правильным произношением поставленных звуков.
Для этого предлагаю вам различные игры и игровые приемы для закрепления звука дома.
Например:
Игра «Повтори для мишки, для кошки...» (любые любимые игрушки ребенка).
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд
слогов). Взрослый подыгрывает ребенку: «Как мишке понравилось! Кошечка не расслышала, повтори-ка
еще раз! (И т.д.) Давай проверим!»
Каждую неделю мы проходим с детьми лексическую тему. Например, для закрепления знаний по
теме «Мой город» в повседневной жизни мы вам рекомендуем:
• вспомнить с ребенком, как называются город, в котором он живет, улица, на которой находится
его дом, назвать главную улицу города;
• совершить прогулку и обратить внимание ребенка, чем знаменит город, рассказать, какие
достопримечательности в нем есть;
• рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением города, в котором вы живете;
• вырезать картинки с изображением родного города и приклеить их на альбомный лист.
Особая роль вас, родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя
предложенный материал дома, вы получаете возможность закрепления ребенком полученных на
логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр,
прогулок, экскурсий, в библиотеку и т. д., то есть в повседневной жизни.