Экскурсии в природу.
методическая разработка
Материал включает экскурсии по всем временам года. Данный материал поможет сделать прогулку родителей более познавательной, а педагогам разнообразить формы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_osenniy_park.docx | 15.47 КБ |
ekskursiya_v_park_vesnoy.docx | 15.99 КБ |
ekskursiya_v_park_zimoy.docx | 14.65 КБ |
ekskursiya_k_reke_zimoy.docx | 14.45 КБ |
ekskursiya_na_lug_osenyu.docx | 14.41 КБ |
Консультация | 20.85 КБ |
логопедический уголок на группе комбинированного вида (по речи) | 20.78 КБ |
Консультация для родителей | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в осенний парк. 1. Тема: «Как растения готовятся к зиме» Задачи: сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев и кустарников, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению; уточнять представления детей об условиях жизни растений осенью; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений; развивать наблюдательность, логическое мышление, память, связную речь, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к природе. 2.Труд взрослых. Задачи: познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью (сбор сухих листьев, взрослые обрезают сучья с деревьев и кустарников, выкапывают клубни цветов на хранение), воспитывать желание помогать взрослым. 3. Дидактическая игра «Найди такой же». Задачи: закреплять знания названий листьев, формы и окраса, учить сравнивать и доказывать своё мнение, развивать связную речь сложными прилагательными (зелёно-желтый, оранжево-красный, …). 4. Подвижные игры по выбору детей. Задачи: развивать ориентировку в пространстве, двигательную активность. | Экскурсия осенний парк. 1. Тема: «Встреча с осенью». Задачи: учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими; продолжать учить наблюдать за явлениями неживой природы (солнце греет не так сильно, чем летом; небо голубое, но чаще появляются облака и тучи; идут осадки); расширять знания воспитанников о строении деревьев (ствол, корни, ветви, крона, листья, семена) и их характерных отличиях; познакомить с понятием «Парк» как искусственно созданном сообществе живой природы, месте отдыхе, где нужно соблюдать правила поведения, развивать наблюдательность, связную речь, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к природе. 2. Подвижная игра «Пустое место». Задачи: Развивать ловкость и быстроту в беге наперегонки с водящим. Содержание: Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим. 3. Труд в природе. Задачи: предложить детям собрать разнообразной листвы для продуктивной деятельности в детском саду, воспитывать желание помогать взрослым. |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в парк весной. Тема: «Май- деревья наряжает, лето в гости приглашает». Задачи: продолжать учить детей наблюдать за изменениями, происходящими в парке, уточнять последовательность происходящих изменений в живой природе (нарастание светового дня сказывается на повышении температуры, что в свою очередь приводит: к росту почек, появлению молодых листьев и травянистых растений, появлению насекомых и прилёту птиц); учить устанавливать связи между неживой и живой природой; развивать наблюдательность, связную речь, память, логическое мышление, умение радоваться пробуждению природы и приходу весны. 2. Подвижная игра «Горелки с колокольчиком». Цель: Развивать выразительность движений и быстроту реакций на согласованность действий. Содержание: Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие говорят хором: Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят. После слов «Колокольчики звенят!» игроки последней пары стремительно бегут вперед, и кто из них первый возьмет у водящего колокольчик- тот стаёт водящим впереди колонны, а опоздавший «горит», т.е. становится первой парой с бывшим водящим. | Экскурсия в парк весной. Тема: «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года». Задачи: систематизировать знания детей о признаках весны (солнце встало высоко- становиться днём теплее, набухают почки, …); учить устанавливать связь между повышением температуры и увеличением светового дня, пробуждением природы и погодными условиями; усилить эстетические переживания воспитанников, обратить их внимание на поведение птиц, особенно воробьёв (прыгают, резвятся, чирикают) и радость, возникающую в душе от яркого весеннего света, свежести воздуха и первого тепла, развивать эстетические чувства, воспитывать любовь, бережное отношение к природе. 2. Подвижная игра «Воробышки и кот». Цель: Учить детей мягко спрыгивать с возвышенности, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, развивать ловкость, увертываясь от ловящего. Содержание: Дети – воробышки, залезают на возвышенность – это их дом. В стороне сидит кот, закрыв глаза. «Воробушки, полетели» – произносит педагог, дети, спрыгнув со скамейки, отводят руки в стороны – «воробышки машут крыльями» – и бегают. «Кошка» просыпается, произносит: «Мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, встать на возвышенность. Пойманных «кошка» отводит к себе. |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в парк зимой. Тема: «Вот и к нам пришла зима». Задачи: углубить представления детей о состоянии природы в зимний период, продолжать учить видеть и понимать связь между живой и неживой природой, учить сравнивать наблюдения в парке осенью с приходом зимы (наступили холода, темное небо со снеговыми тучами, солнца нет на небе, рано темнеет, земля и деревья покрыты снегом); упражнять в узнавании деревьев по форме кроны и цвету коры, учить видеть красоту зимнего убора земли, тишину и спокойный сон природы, развивать любознательность, связную речь, эстетическое восприятие. 2. Подвижная игра «Бездомный заяц». Цель: Развивать внимание и мышление, улучшение реакции и выносливости. Содержание: Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки – зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он стает бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам стает зайцем, а бывший заяц – охотником. 3. Труд в природе. Задачи: предложить помочь в уборке снега со скамеек. | Экскурсия в парк зимой. Тема: «Наши друзья». Задачи: обобщить знания детей о характерных признаках зимы (короткие дни, длинные ночи, солнце совсем не греет и редко появляется на небе, при ветрах бывает пурга и метель, растения находятся в состоянии покоя, птицы находятся около жилища человека и голодают), расширять представление о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц, об их роли в природе (переносят семена); воспитывать заботу о пернатых друзьях. 2. Подвижная игра «Два мороза». Цель: Прививать умение выполнять характерные движения. Учить детей играть по правилам, быть выносливыми. Содержание: На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к друг другу становится два Мороза. Они произносят: Я Мороз- Синий нос, Я Мороз — Красный нос, кто из вас решится, в путь-дороженьку пуститься? Играющие хором отвечают: не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз. После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. 3. Труд в природе. Задачи: предложить изготовить с родителями кормушки. |
Предварительный просмотр:
Экскурсия к реке зимой. Тема: «В царстве снега и льда». Задачи: раскрыть перед воспитанниками новые качества и свойства реки (люди могут переходить реку, не пользуясь мостом; лёд поддерживает температуру воды +7С и обитатели реки не замерзают; лёд толстый и через него ничего не видно, рыбаки ловят рыбу через лунки), растительность по берегам покрыта толстым настом снега; уточнить понятие «лунка» и объяснить , что в морозы нужно специально делать их, чтобы в воду попадал кислород и рыбы могли дышать; обобщить знания детей о обитателях реки; закреплять правила безопасного поведения на реке зимой; развивать любознательность, логическое мышление, память, связную речь. 2. Подвижная игра «Сделай фигуру» Цель: Обучать детей бегать врассыпную. Развивать воображение и координацию движений, повторить знания геометрических фигур, творческие способности. Содержание: Выбирается водящий, он стоит в сторонке, а остальные дети бегают, прыгают с ноги на ногу по всей площадке. На сигнал: «Стоп!» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Водящий обходит все фигуры, выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим, а предыдущий водящий присоединяется к остальным ребятам. | Экскурсия к реке весной. Тема: «После долгого сна». Задачи: учить детей наблюдать за изменениями реки весной (река освободилась от льда, пригревает солнце и небо голубое, вода ещё темная- вливаются в неё ручьи с полей, пробудились лягушки и громко квакают о приходе весны); учить воспитанников чувствовать и воспринимать красоту пробуждения природы, обратить внимание на проснувшихся насекомых (жуки- плавунцы) и прилетевших птиц с юга; развивать интерес к наблюдениям за сезонными изменениями в природе; воспитывать бережное отношение к природе. 2.Подвижная игра «Лягушки в болоте» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места. Содержание: С двух сторон очерчивают берега, в середине – болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой), лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят: Вот с намокнувшей гнилушки, в воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: ква-ке-ке, ква-ке-ке, будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля. |
Предварительный просмотр:
Экскурсия на луг осенью. Тема: «Осенний хоровод». Задачи: сформировать понятие «Луг», как сообщество многолетних, светолюбивых травянистых растений; повторить названия растений луга (ромашка, клевер, колокольчик, тимофеевка, мышиный горошек, гвоздика луговая, подорожник, герань луговая); обратить внимание детей на то, что меньше греет солнце и растения увядают, меньше стало насекомых; закрепить знания о строении травянистых растениях (корень, стебель, листья, цветок или соцветие); повторить правила поведения в природе, рассказать- как растения готовятся к зиме, продолжать развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, связную речь; воспитывать любовь, бережное отношение к природе. 2. Труд в природе. Задачи: предложить детям собрать по одному экземпляру растения луга для гербария детям младшей группы, развивать аккуратность, бережное отношение к природе, воспитывать желание приносить пользу. 3. Математическая игра «Сколько лепестков в цветке?» Задачи: развивать умение узнавать и называть луговые цветы, совершенствовать вычислительные навыки, закреплять понятия «больше» и «меньше», развивать память, логическое мышление, связную речь. | Экскурсия на луг весной. Тема: «Май- пора цветов». Задачи: обратить внимание на характерные признаки наступившей весны (небо высокое и голубое, ярко светит солнце, расцвели первоцветы, прорезается молодая травка), на примере одуванчика выяснить следующие факты: где произрастает, какого его строение, рассмотреть листья, как размножается; формировать у воспитанников элементарные представления о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом; учить бережно и заботливо относиться к природе, закрепить правила поведения в природе, воспитывать дружбу, взаимопомощь. 2. Подвижная игра «Мышеловка». Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость, упражнять в беге и приседание. Содержание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образуют круг. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Ах, как мыши надоели, развелось их, просто страсть! Все погрызли, все поели, всюду лезут! Вот напасть! Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас, Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз! «Мыши», не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными и становятся в круг. |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации воспитателям при подготовке и проведении праздников и утренников.
Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания; знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызывать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно.
Цели организации праздника:
- реализация возможностей каждого ребенка (открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки);
- развитие таких психических процессов у детей как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.
- воспитание моральных, нравственных, патриотических качеств.
Задачи воспитателя при проведении утренника:
Музыкально – исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях, стихотворениях (подсказать начало следующего куплета, четверостишия).
Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально – речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте», вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») - это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.
Этапы работы по организации праздника:
- Работа над сценарием
- Предварительное знакомство детей с утренником
- Репетиции
- Проведение утренника
- Подведение итогов
Работа над сценарием.
Работа над праздником начинается со сценария. Педагог работает по готовому сценарию, предложенному музыкальным руководителем. Но во время болезни музыкального руководителя, он может и сам активно и творчески участвовать в составлении сценария, подбирать произведения для инсценировок, спектаклей, стихи, переклички и даже музыкальные произведения к данному сценарию. Творческий педагог использует сценарий по своему, глубоко осмысливает, анализирует, пропускает "через себя", используя свой опыт, дополняя уточнениями, собственными разработками и импровизациями.
Предварительная работа.
Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей. Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.
Репетиции.
Весь репертуар воспитатель разучивает с группой детей (песни, стихи), чтобы в случае болезни ребенка, другой смог его заменить. ЗАПРЕЩЕНО раздавать стихи родителям воспитанников для их заучивания с детьми дома, т.к. проведение утренника – совместная работа воспитателя, музыкального руководителя и др. Не стоит перекладывать работу воспитателя на родителей воспитанников. При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку. Стихи должны быть небольшими, соответствующими содержанию праздника и возрасту детей, высокохудожественными.
После распределения ролей начинается индивидуальная и коллективная работа с детьми:
- над выразительным прочтением стихов
- по заучиванию текстов песен
- над образом
- над отдельными эпизодами.
Речевая деятельность совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности (разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества, обогащению словарного запаса.
В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.
Чтобы у малышей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
Педагог не должен приходить на репетицию не подготовленным. Воспитатель знает ход сценария, знает слова песен, последовательность танцевальных движений. Чтобы обучить педагогов, музыкальный руководитель проводит индивидуальные консультации.
Младшие воспитатели – активные помощники в подготовке утренника и на репетициях.
Проведение праздника.
Утренники проходят в музыкальном зале, который украшен в соответствии с конкретным праздником. Имеют основу (это может быть сказка или путешествие) и программу (чтение стихов, различные представления, песни, танцевальные номера, награждения, чаепитие и т.д.) но, несмотря на схожесть, все, же все праздники разные, разные дети год от года, и готовиться к ним нужно по-разному.
Работа с родителями.
Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как традиционные совместные праздники и утренники. Серьезные лица родителей изменяются, они на время возвращаются в детство. В зале слышен смех, и все счастливы - дети, родители, сотрудники.
Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:
- обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;
- родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;
- активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;
- участие родителей в роли персонажей, а так же в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике;
- последнее время стало необходимым напоминать родителям о культуре поведения на утреннике (не опаздывать в зал, иметь при себе сменную обувь и др.).
Музыкальный руководитель и воспитатель обязательно проводят перед праздником предварительную работу с родителями, что не все дети на празднике читают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок обязательно выступит персонально.
Педагог и родители готовят основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике. Если заранее не выяснить, чьи родители не смогут присутствовать на утреннике и помочь детям в переодевании, то можно оказаться в очень неприятной ситуации, когда большая часть детей путается в костюмах и теряет от них какие-то части. Кроме того, воспитатель выясняет, из каких деталей состоит костюм ребенка. Сейчас стало модно приходить на новогодний бал в костюмах Человека-паука, Бетмена и пр. Ребенок ужасно себя чувствует в маске, накладных деталях. В зале, где собралось много народу он может упасть в обморок. Помните, что воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и на утреннике. Кроме того, нелепо выглядит «Черепашка Ниндзя» читающий стихотворение.
Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. В конце года, на выпускном вечере, дети, игравшие роли в утренниках чаще всего, интереснее, награждаются дипломами.
Если ребенок прирожденный актер, ему все равно необходимо родительское внимание и бурные аплодисменты.
Оформление зала:
- отвечает содержанию праздника, понятно для детей;
- развивает художественно – эстетический вкус;
- создает радостное настроение, вызывает чувство интереса к предстоящим событиям.
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.
1-этап: «воспитатель как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя -4 занятия, или 2 часа.
Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2-этап: «воспитатель как ведущий» (6-7 неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями- перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника.
Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.
3-этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале. Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.
Подведение итогов. О подготовке утренника можно судить по разговорам детей после утренника, по их рисункам, по тому, как долго дети вспоминают персонажей инсценировки, те или иные песни.
Можно провести после утренника с детьми обсуждение понравившихся и непонравившихся моментов. Многие дети видят огрехи в своем выступлении и отмечают плохое поведение других. Главное, чтобы обсуждение утренника велось в радостном ключе и у ребенка сохранилось ощущение праздника.
Вывод. В идеале утренник должен быть итогом занятий музыкального руководителя, воспитателей и младшего воспитателя, а так же всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.
Предварительный просмотр:
Логопедический уголок старшей группы№11
В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:
-в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом, в этом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста.
-в каждой группе детского сада. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель.
Логопедический уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей.
Роль логопедического центра заключается в:
-обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации).
Работа в речевом уголке также помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом:
-включении ребят в познавательную активность (благодаря разнообразному наполнению уголка, малыши имеют возможность работать с материалами, которые им кажутся занимательными на данном этапе развития);
-стимуляции инициативности (ребята с большим удовольствием рассматривают пособия в уголке, играют с игрушками, придумывая новые способы взаимодействия с ними).
Цели и задачи создания центра.
Материалы коррекционного центра должны соотноситься с:
- программой, по которой работает ДОУ и комбинированная группа;
- физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте.
Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:
1. Тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
2. Стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
3. Владение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды).
Задачи логопедического уголка:
Отработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий.
Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например).
Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры).
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.
Оформление логопедического уголка
Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
- Обязательными элементами речевого уголка являются зеркало, материалы для игр, артикуляционных и дыхательных упражнений, средства наглядности. Если с последними тремя составляющими всё понятно, то первый нуждается в пояснении. Дети, разрабатывая артикуляционный аппарат, должны не только слышать, как произносится звук, но и видеть положение органов речи. И для обеспечения этого условия без зеркала не обойтись.
- Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным речевым особенностям детей, а также структуре речевых нарушений (если речь идёт о специальной логопедической группе).
- Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, но, как правило, происходит еженедельно.
- Коррекционный уголок обычно размещают рядом с книжным, так как в процессе работы педагог часто обращается к чтению и работе с текстами.
- В средней и старшей группах в логопедическом центре располагают игрушку — постоянного обитателя уголка, который помогает снять речевой негативизм, преодолеть стеснительность, неуверенность, а также стимулирует интерес и побуждает малышей говорить.
Типовое наполнение речевого уголка
Материалы | Цель | Использование | |
Картинки для иллюстрации артикуляционных игр, комплексы заданий для артикуляции в картинках или таблицах. | Для проведения артикуляционной гимнастики | Выполняя задания, дети смотрят на картинки, пошагово представляющие все движения. | |
Волчки, шнуровки разных форм и размеров, мозаики, пазлы, шаблоны под штриховку, обводку, карандаши, фломастеры. | Для тренировки мелкой моторики | В младших группах дети с удовольствием занимаются шнуровками (например, соединяют шнурком четыре фрагмента корабля, машины), в старших группах для подготовки руки к письму ребята работают со штриховками. | |
Воздушные шарики, дудочки, мыльные пузыри, вертушки. | Для формирования правильного дыхания | Малыши 1,5–3 лет очень любят надувать мыльные пузыри, воспитанники средней группы работают с дудочками, вертушками. В старших группах дети надувают воздушные шарики, а также продолжают знакомство с дудочками. | |
Домино, разрезанные картинки-пазлы, игры типа «Четвёртый лишний», «Узнай по контуру», «Лабиринты» | Для развития внимания, логического, образного и конкретно-предмет-ного и наглядно-действенного мышления. | Разрезанные части картинки-пазлы применяются в работе с детьми любого возраста. С той лишь разницей, что в младших группах это составление картинок из четырёх частей, в средней — из шести, а в старшем — из 10–12. | |
Аудиозаписи детских песен, стихотворений, игры с парами карточек, Музыкальные инструменты и шумовки. | Для тренировки фонематического слуха. | Для отработки звуков «рь» и «р» проводится игра «Белочка»: педагог называет запасы, которые сделала белка, а дети, услышав мягкий звук, кладут на картинку маленький гриб, а услышав твёрдый — большой. | |
Альбомы с заданиями по автоматизации звуков «Логопедическое лото», «Подбери и назови», «Паровоз» и др. | Для отработки звукопроизношения | В «Логопедическом лото» 12 карточек с разрезанными картинками, которые малыш собирает в целое изображение. Получившиеся картинки называет, выделяет отрабатываемый звук. В старших группах дети определяют положение звука в слове, составляют с этим словом предложение. | |
Соответствующие изучаемым темам картинки, «Один — много», «Подбери | Для обогащения словаря | Игра «Подбери пару»: при изучении домашних животных во второй младшей группе детям предлагается найти пары картинкам, изображающих самца (самку). | |
Игры «Чей хвост?», «Один — много», настольные д/и. | Для усвоения грамматических правил речи | Игра «Чей хвост»: дети подбирают картинки хвостов под животных. После составления изображения называют чей это хвост (лисий, заячий и т.д.). | |
Игры «Угадай по описанию», «Когда так бывает», «Профессии». Настольный театр. | Для тренировки навыка строить связные высказывания | Игра «Угадай по описанию» проводится по принципу лото: у детей картинки, педагог описывает сюжет, дети показывают. В старших группах дети по очереди описывают картинки и угадывают. | |
Игры «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово». Печатнае тетради Нищевой. | Для обогащения активного и пассивного словаря, расширения кругозора и усвоения норм построения предложений. | Игра «Составь предложение по схеме»: у детей набор карточек и условные обозначения предлогов (на крышках от пластиковых бутылок приклеен условный знак, обозначающий местоположение), нужно сложить предложения из имеющихся материалов и проговорить его. |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»
Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Ход консультации
- Вводная беседа.
О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.
Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
- Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.
Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.
Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка - ку-ку и т. п.).
Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.
Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.
Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Артикуляционная гимнастика.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед.
Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:
- от простого упражнения к сложному;
- выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом;
- постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;
- ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;
- артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю на ладошку.
Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.
- Заключение
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Литература
- Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.
- Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
- Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.
- Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсии в природу для экологического воспитания дошкольников
План:1. Значение экскурсий в природу для экологического воспитания дошкольников……………………………………………………..32. Виды экскурсий……………………………………………………………….53. Подготовка воспитателя к про...
методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха""
Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....
Консультация "Воспиьтание любви к Родине через наблюдения и экскурсии в природу и социальное окружение"
Мы все согласимся с доводом о том, что в том, что нас окружает, с детства заключена какая-то притягательная сила. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, пос...
Организационно - методические основы проведения походов и экскурсий в природу с детьми дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
совместная деятельность по познавательному развитию. Экологическая тропа Сезонные экскурсии в природу. Экскурсия в позднюю осень.
Цели: · Увидеть, как природа готовится к зиме.· Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.·...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...