Консультация для родителей - Обучение детей рассказыванию
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_-_obuchenie_detey_rasskazyvaniyu.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Связная монологическая речь – это произвольная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства – слова и грамматические (синтаксические) конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства – отношение к предмету повествования.
Обучение детей рассказыванию способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств. В процессе обучения детей рассказыванию решается задача практического поведения их к осознанию того, что человеческая речь дискретна (состоит из отдельных составляющих её единиц – слово, фраза), что речь линейная (каждое новое слово следует за предыдущим и каждая новая фраза – за предыдущей фразой в определённой логической последовательности).
В развитии речи ребёнка умению связно рассказывать предшествует диалог, беседа. Отвечая на вопросы взрослого, ребёнок заимствует структуру фразы и учится задавать вопросы самому себе, а эта способность в процессе рассказывания обеспечит непрерывность, позволит соблюдать логику мысли, когда суждения не просто следуют одно за другим, а вытекают одно из другого. Вот почему рассказыванию обычно предшествует беседа, наблюдение детьми объектов или явлений.
Можно использовать разнообразные виды рассказывания: по восприятию, по памяти, по воображению (творческое). Каждый из этих видов рассказывания способствует развитию определённых речевых навыков. При решении новой речевой задачи взрослый всякий раз готовит рассказ-образец, поскольку ребёнок усваивает язык по подражанию. Дети получают конкретное представление о том, что такое рассказ, и пользуются им как эталоном.
Чтобы грамотно составить рассказ-образец, взрослый должен в первую очередь учитывать речевую задачу, которую он ставит перед ребёнком, упражняя его в данном виде рассказывания. Объём рассказа-образца, его содержание и сюжет, словарный состав, стиль повествования определяются речевой задачей.
Каждый вид рассказывания решает свою определённую задачу. Сопоставив задачи всех видов рассказывания, взрослый определяет степень сложности, специфику и преимущество каждого из них, а это позволяет вести работу по развитию речи ребёнка последовательно.
Рассказ по восприятию строится на основе впечатлений, полученных в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений одновременно несколькими органами чувств либо опосредованным познанием предметов и явлений одним из анализаторов (зрительным или слуховым).
В одном случае рассказ основан на зрительном и кожно-мышечном восприятии объёмной образной игрушки или другого предмета, в другом – на зрительном восприятии плоскостного изображения реального мира (картины по ознакомлению с окружающим), в третьем – на слуховом восприятии образного словесного отражения мира (небольшие по объёму народные сказки, рассказы писателей).
Все виды рассказов на основе восприятия важны в развитии связной речи детей и ни один из них не может компенсироваться другим.
Для того чтобы ребёнок мог рассказать о предмете, необходимо организовать полное и разностороннее, расчленённое его восприятие. Взрослый помогает ребёнку выделить свойства и составные части предмета и установить место этих частей в целом предмете.
Речевая задача рассказа-образца – дать детям представление о рассказе и том, что каждый предмет можно описать интересно, если внимательно его рассмотреть. При описании предмета должны использованы слова, характеризующие предмет, его общие свойства, действия, характер действий, признаки, характерные для данного объекта. Например, рассказ об игрушке: по объёму он небольшой, но непременно логически завершённый, композиционно стройный и эмоциональный, иначе у ребёнка не возникнет желания рассказать.
Рассказ об игрушке или любом другом предмете имеет большое значение для развития навыка связной монологической речи, способствует формированию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысла слов-обобщений: от описания одного предмета к описанию множества разных, а затем однородных предметов (игрушки, посуда, мебель, одежда) – и активному использованию их в речи.
Этот вид рассказывания сложнее предыдущего, так как вместо реального предмета или группы предметов, воспринимаемых многими органами чувств, ребёнок только зрением воспринимает отраженные образы предметов или сюжет в зримых образах. При этом не ощущается объём предмета, а реальная его величина воспринимается в сравнении с другими предметами.
Речевая задача этого вида рассказывания – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий.
Выбор картины для обучения рассказыванию заранее продумывают: учитывают уровень развития диалогической и монологической речи ребёнка и речевую задачу рассказывания, сложность сюжета и композиции. Только после этого взрослый создаёт свой рассказ-образец.
Серии картин, используемых в работе с ребёнком должны быть различны по содержанию и композиции, по сложности: от одного образца («Наша Таня») - к множеству персонажей («Наши маленькие друзья»), от однопланового построения (мы играем) – к многоплановому («Времена года»).
Пересказ ребёнком художественного произведения – вид рассказывания по восприятию. Ребёнок овладевает умением пересказывать, если он располагает непосредственным чувственным опытом, опираясь на ассоциативное образное мышление, слуховое внимание и память.
Пересказ художественного произведения – необходимая ступень к творческому рассказыванию, так как пересказ включает преднамеренность и плановость речи, последовательность сюжета.
Речевая задача этого вида рассказывания – практическое освоение имитационным путём безукоризненной стилистики, воспитание чувства языка (нахождение и заимствование образных слов и выражений), выработка интонационной выразительности.
Давая образец пересказа, взрослый проникается мыслями и чувствами автора, читает не только текст, но и подтекст, стремится осознать характеры литературных героев. При устном пересказе произведения своё отношение к героям и событиям, изображённым писателем, передаёт ребёнку интонациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Обучение творческому рассказыванию»
Обучение творческому рассказываниюОбучение монологической речи начинается со средней группы через обучение, прежде всего рассказыванию. Чтобы дети овладели грамотной речью, связными формами выск...
Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию»
Овладения связной речью – сложный и длительный процесс. Развитие связной речи играет большую роль в развитии ребенка. При обучении детей составлению сказок формируются такие психические процессы...
Консультация для педагогов «Обучение детей рассказыванию с использованием мнемотаблиц"
Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для то...
консультация для родителей "Обучение творческому рассказыванию"
консультация для родителей "Обучение творческому рассказыванию"...
Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"!
Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине"...
Консультация для родителей «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок»
В консультации родителям даны рекомендации по обучению детей рассказыванию по картине и по серии сюжетных картинок....
Консультация для родителей «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине»
Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии...