«Что такое детское словотворчество?»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Что такое детское словотворчество?»
«…Взрослые никогда ничего не понимают сами,
а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать»
Антуан де Сент-Экзюпери
Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет дошкольного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например, «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другие.
К.И.Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества.
«У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка,… что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны, естественны…»
К.И.Чуковский
Как проявляется словотворчество в речи ребенка?
Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.
Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь», то, что слеплено; «прыг» - прыжок.
Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого: «сухота»- сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.
Синтетические слова: одно слово составляется из двух: «бананас» - банан и ананас; «мапин» - мапина дочка, то есть я мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный.
Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко». Так образуются слова-осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.
Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.
Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными.
Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.
Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста
Доскажи словечко Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое восприятие Ход игры: Взрослый произносит фразу, но не договаривает ее до конца. Дети должны закончить это предложение Ра-ра-ра-ра - начинается (игра) Ры – ры –ры –ры – у меня в руках (шары) Ша-ша-ша-ша – шли мы с Сашей (не спеша) | Волшебные очки Цель: развивать творческие умения детей, творческое воображение. Ход игры: Ведущий надевает «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказывает, что когда наступит (зима, весна, лето, осень) то произойдет ….. |
Волшебный бинокль Задачи: развивать словарный запас детей, воображение, познавательный интерес, освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей Ход игры: ведущий показывает волшебный бинокль, и говорит, что если посмотреть в него, то он может изменить характер героя на противоположный. Ребенок смотрит в бинокль на сказочного героя через бинокль и рассказывает о его поступках, об изменениях в характере. | Чудо - дерево Задачи: расширять оббьем словарного запаса детей, развивать творческие умения, умения отгадывать загадки. Ход игры: перед игрой необходимо прочитать сказку К.И.Чуковского «Чудо дерево», и объяснить, что на нашем чудо – дереве будут расти не только сапожки, но и другие волшебные предметы. Необходимо разложить картинки, и ведущий загадывает загадки. Если ребенок правильно отгадал, то вешает картинку на чудо- дерево. И рассказывает, каким волшебным свойством может обладать данный предмет. |
Складки – загадки Задачи: учить внимательно, слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и по смыслу Ход игры: Педагог читает отрывки из стихотворений, дети подбирают концовку (ходит по лесу хорек, хитрый маленький….) Бывает – не бывает Задачи: формирование семантических полей, расширить словарь антонимов, развивать творческие способности детей Ход игры: взрослый произносит предложения, в которых есть ошибки. Необходимо определить какое слово в предложении звучит и используется неправильно, и заменить его словом с противоположным значением | Слово заблудилось Задачи: формировать умение подбирать точные по смыслу слова Ход игры: Взрослый читает стихи – небылицы, задача ребенка должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужное слово
Новые загадки Задачи: развивать творческое мышление, умение составлять описательные рассказы. Ход игры: каждый игрок берет себе по 4 предметные картинки, с изображением животных. Взрослый задает вопросы, помогающие описать загаданное животное. Выигрывает тот игрок, который первый отгадает загаданное животное
|
Шкатулка со сказками Задачи: развивать связную речь ребенка, творческое мышление Ход игры: ведущий из «волшебной шкатулки» достает произвольные фигурки. Игроки придумывают, кем или чем будут эти фигурки в сказке. После того, как первый игрок сказал 2-3 предложения, следующий ребенок достает другой предмет и продолжает сказку. Важно, что бы дети каждый раз заканчивали свою историю | Чьи хвосты? Задачи: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные Ход игры: Воспитатель рассказывает историю о том, что однажды животные в лесу проснулись увидели, что куда то исчезли их хвосты, нужно им помочь. Но для этого необходимо правильно назвать и отвечать на вопрос «Чей хвост» |
Подбери словечко Задачи: учить отчетливо, произносить многосложные слова, развивать память, внимание Ход игры: Воспитатель произносить слово, задача детей подобрать слова, схожие по звучанию (кошка, ножка, ложка…) | Слова – ассоциации Задачи: развивать ассоциативное мышление, расширять словарный состав Ход игры: Ведущий называет какое - нибудь слово, задача игроков назвать слово, которое он представляет, когда его слышит (мед – пела –цветок) |
Чистоговорки Задачи: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию Ход игры: Ведущий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним (ра-ра-ра-ра –начинается игра) | Рифма Задачи: развивать логическое мышление, словарный запас детей дошкольного возраста Ход игры: Ребенок берет одну предметную картинку, и ищет к нему картинку, которая бы рифмовалась с данным словом. |
Четвертый лишний Задачи: развивать речевой слух, слуховую память Ход игры: Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать то, которое не рифмуется с тремя остальными (мимоза, заноза, лужа, береза) | Аплодисменты Задачи: развивать слуховой слух детей Ход игры: Взрослый называет пару слов, если есть рифма, ребенок должен хлопнуть, если рифмы нет, то ребенок должен поднять ручки вверх. |
Поймай рифму Задачи: расширять словарный запас детей, умение подбирать рифму к заданному слову Ход игры: взрослый бросает ребенку мячик, и произносит слово, ребенок должен вернуть мяч, подобрав рифму к заданному слову. | Стихи- загадки Задачи: развивать наблюдательность и логическое мышление, способствовать развитию речи, обогащать словарный запас детей Ход игры: Ведущий называет, какое либо слово, дети должны придумать загадку, ответом на которую было бы это слово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Что такое детская неотложка и чем она отличается от скорой помощи? "
Что такое детская неотложка и чем онаотличается от "скорой"? ØЧто такое ОКМПД? ØЧто такое "скорая помощь", или 03? ØЧем занимается ОКМПД? ØЧем занимается ССиНМП? ØВ ...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Что такое детский сад».
"Что такое детский сад? Это домик для ребят!"Привить детям любовь к своему детскому саду ,симпатию к товарищам....
Форум для родителей, будущих воспитанников ДОУ: «Что такое детский сад?»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким че...
Что такое детская одарённость
Данный материал представляет собой конспект выступления на методическом объединении и содержит сведения по вопросу детской одарённости и работе с родителями одарённых детей....
Что такое дети? Что такое детский сад?
Что такое дети?Дети – это счастье, дети – это радость, Дети – это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог.Дети, как ни странно, такж...
СТИХИ ПРО ДЕТСКИЙ САД: ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ САД
Стихи в помощь педагогом и родителя про детский сад...
детская агрессия.что такое детская агрессия?
консультации для родителей...