Значение картинок для умственного развития детей от 1,5 до 3 лет.
статья (младшая группа) на тему
Занятиям, на которых используются иллюстрации, отводится особая роль в педагогике раннего возраста. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знания об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_kartinok.docx | 13.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение картинок для умственного развития
детей от 1,5 до 3 лет.
Занятиям, на которых используются иллюстрации, отводится особая роль в педагогике раннего возраста. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знания об окружающем мире.
Уникальность и ценность таких занятий заключается в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно важно для маленького ребенка.
Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение-название. Следовательно,чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и сопутствуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем возрасте, когда формируются восприятие память, воображение, речь и мышление.
Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно, по мере развития высших психических функций. Вначале он учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания, например, на выбор, группировку или дифференциацию. Обозначенная последовательность действий отвечает психологическим особенностям зрительного восприятия и речевого развития ребенка. Эти особенности необходимо знать педагогам и родителям,которые заинтересованы в интеллектуальном развитии детей.
В раннем возрасте познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями предметов ближайшего окружения.
Трудно переоценить особую роль наблюдений и действий с предметами. Вот почему замечательное «Я сам!» звучит как победный клич в устах малыша: ему необходим собственный, непосредственный опыт в познании окружающего и опыт в действиях с предметами. Только в этом случае у детей может возникнуть образ самого предмета, который позволит узнать его изображение на картинке. Прежде чем узнать изображение и обозначить его словом, например кошка (мяу), мяч (бом-бом) или цыпленок (пи-пи), ребенок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства (двигать, бросать, полизать, постучать и т. д.). Поэтому занятиям с картинками должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами.
В педагогическом процессе это воплощается через ознакомление с окружающим. Чем богаче опыт практического освоения действительности, тем интереснее и плодотворнее ребенок сможет «работать». Ведь картинка – это лишь «знак» самого предмета, его плоскостное изображение. Сам предмет отсутствует, есть лишь его изображение.
Следует учитывать, что восприятие предметов (игрушки, предметы быта и т. п.) на 2-3 году жизни еще очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнает его на картинке.
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображение (рисунок, картинку), т. е. понимать особенности плоскостного изображения. Маленькие дети еще не умеют последовательно «изучать» изображения предметов по контуру взглядом. Они «выхватывают» наиболее яркую часть рисунка и акцентируют внимание на ней, «не видя» изображение в целом. Вот почему рассматриванию изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объемного предмета (ощупать, обвести по контуру). Обучение этим действиям ориетировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз»/И. П. Павлов/.
При рассматривании картинок воспитатель обводит пальцем ребенка изображение по контуру, называя изображенный предмет, побуждает к повторению. Так с помощью фиксирующего действия происходят зрительный анализ рисунка, а затем синтез – умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.
Если такую работу начать с ребенком на втором году жизни, то уже с 2-3 лет он сможет не только продуктивно рассматривать сложные сюжетные картинки, замечая детали, но и выполнять умственные действия по подбору и группировке изображений по словестной инструкции взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.
Материал представлен в виде обобщения опыта, содержит перечень математических игр, задачек и заданий....
«Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей».
«Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.» (Люблинская ...
Значение занимательного математического материала для умственного развития детей
Значение занимательного математического материала для умственного развития детей...
Семинар-практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста"
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлет...
Статья "Значение занимательного математического материала для умственного развития детей"
Значение занимательного математического материала в процессе формированиюя математических представлений детей, разнообразные приемы в решении задач умственного развития и их применение...
Значение оригами для умственного развития детей 5-6 лет.
Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии в 16 веке, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, ...