Проблемы адаптации ребенка к детскому саду
консультация (младшая группа) на тему
Что такое адаптация,что характерно для поведения ребенка в период адаптации,рекомендации родителям о том,как можно помочь малышу в этот непрстой период его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_adaptatsii_rebenka_k_detskomu_sadu.docx | 267.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ.
Адаптация (от лат. приспособлять)-процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегания опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций.
Начало посещения детского сада - травматичный опыт для ребенка, потому что меняется окружающий его социальный контекст. Он попадает из семьи в совершенно другую среду-группу сверстников, функционирование которой регулируют один-два взрослых.
Строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, другой стиль общения-все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
Адаптация на новом месте может длится одну –две недели, в зависимости от психики и характера ребенка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца.
ЧТО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ:
-В период адаптации к ДОО ребенок подвержен частым простудам. Страдает иммунитет, естественная защита от болезней уменьшается. Болезни прерывают процесс адаптации и после выздоровления он начинается заново.
-В первые дни посещения детского сада ребенок может разучиться о себе заботиться: самостоятельно есть, умываться, мыть руки ,одеваться, разуваться, пользоваться носовым платком.
-В речи преобладают глаголы, существительных и прилагательных становится гораздо меньше. Ребенок говорит односложными предложениями, может забыть многие слова.
-Угасает познавательная активность, может перестать тянуться к игрушкам и играм со сверстниками. Может стать слишком медлительным или слишком активным.
-Проблемы со сном и аппетитом. Может почти полностью отказываться от еды или, наоборот, возможно резкое усиление аппетита и обжорство. Ребенок не может уснуть днем или сон прерывистый, беспокойный.
Что испытывает ребенок?
- ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. Они присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Разница в степени проявления- от испорченного настроения до настоящей депрессии. В таком состоянии ребенок может часами сидеть с отсутствующим видом, не желая ни есть, играть. Все его внимание в это время сосредоточено на ожидании родителей, на приходящих людях, на дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику. Потом ребенок вновь впадает в безучастное состояние. Или неожиданные вспышки активности и агрессии по отношению к окружающим.
- СТРАХ. Он вызван новой обстановкой, присутствием воспитателей, других детей, а самое главное- уверенностью ребенка в том, что родители не придут за ним. Разлуку с ними он может воспринимать как предательство, свидетельство, что его бросили, отдали незнакомым тетям. Ребенок не знает, как вести себя в новых условиях.
-ЗЛОСТЬ, ГНЕВ. Ребенок может вести себя агрессивно, протестуя против наступивших изменений и бросаться на каждого, кто к нему подойдет. Поводом для злости может стать любой пустяк.
ЧТО ПОМОЖЕТ РЕБЕНКУ СПРАВИТСЯ С БОЯЗНЬЮ НОВОЙ ОБСТАНОВКИ И С РАЗЛУКОЙ С МАМОЙ :
-Прежде всего, начните с самих себя. Дети очень чувствительны к настроению мамы, поэтому если она сильно переживает и не верит, что в саду все будет хорошо, ребенок на бессознательном уровне тоже будет рассматривать эту ситуацию как опасную. Необходимо желание отпустить ребенка в детский сад.
-Будьте уверенными и последовательными в своем решении. Уходя-уходите. Не травите душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения. Постарайтесь быть оптимистичными сами и заражать этим оптимизмом окружающих.
-Если ребенку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его приводят папа, бабушки-дедушки.
-Зная, что Ваш малыш трудно переживает каждое утро разлуку с Вами, попробуйте заранее придумать и отрепетировать несколько способов прощания. Так ему будет проще отпустить вас. Можно положить маленькую фотографию ему в кармашек или «кусочек себя»- носовой платочек, который пахнет вашими духами или что-то в этом роде.
-Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Пусть она ходит с ребенком ежедневно, знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы многое узнаете о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
-Если ребенок по дороге в сад начинает хныкать, замедлять шаги, не уговаривайте его, это только усилит внутреннее напряжение, а похвалите. Скажите, например: « Какой ты молодец, а я на твоем месте, наверно, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садике…»и т.п
-Постоянно говорите ребенку, что вы его любите и дорожите им. Необходимо, чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка.
-Не пугайте садиком! Нельзя, чтобы ребенок считал посещение детского сада наказанием. Воздержаться от нелестных высказываний в адрес ДОО или воспитателей в присутствии ребенка.
-Сообщите об индивидуальных особенностях ребенка воспитателям и мед. работнику.
-Спрашивайте, как прошел день в детском саду, что было на обед, во что играли и пр.
- Не наказывайте за капризы. Не обращайте внимания на выходки ребенка.
- Старайтесь соблюдать режим детского сада и в выходные дни.
-В первую неделю посещения не оставляйте ребенка в садике больше двух-трех часов.
-Лучше не делать перерывов в посещении — «неделька дома» не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться
-Позвольте ребенку после детского сада побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры.
-Даже если Вы устали после работы, раздражены, постарайтесь не показывать это ребенку. Пусть лучше малыш почувствует, что момент встречи с ним для Вас праздник. Похвалите, поцелуйте, чаще обнимайте.
-Будьте внимательны к ребенку и терпеливы. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и новых взрослых. Старайтесь помочь ему справиться с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, поддерживайте дома спокойную обстановку, не посещайте многолюдные места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...
Семинар - практикум для родителей: "Проблема адаптации ребенка к детскому саду".
Мы, родители, даже не подозреваем о том, что прежде , чем вести ребёнка в ясельную группу, должны быть готовы ко многому......
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»
способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...
Семинар для родителей с элементами тренинга «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду»
Семинар для родителей с элементами тренинга «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду»...
План-конспект родительского собрания на тему "Давайте знакомиться, или проблемы адаптации ребенка к детскому саду".
План-конспект родительского собрания на тему "Давайте знакомиться, или проблемы адаптации ребенка к детскому саду"....
Консультанция для родителей «Проблемы адаптации ребенка в детском саду и пути их решения» для детей младшего дошкольного возраста
Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляются в...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Проблема адаптации ребенка в детском саду»
Тема: «Проблема адаптации ребенка в детском саду» Цель: способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно с...