Проблемы адаптации ребенка к детскому саду
консультация (младшая группа) на тему

Дильдина Людмила Сергеевна

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы адаптации детей к детскому саду:

первый раз в детский сад.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Морозова Е.И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом развитии ребенка».

О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н.М., Тонкова – Ямпольская Р.В., Шмидт – Кольмер Е. и др.

Теплюк С. проанализировала деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила, что эта проблема – одна из плохорешаемых. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков.

Обобщая имеющиеся в психологической науке и практике представления, можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, и определить их основные показатели.

1 группа факторов: Особенности развития ребенка.

Показатели: возраст поступления в детский сад; состояние здоровья; характеристики познавательной сферы ребенка (уровень развития познавательных процессов и познавательной активности, обучаемость, сформированность ориентировочной основы действия и др.) ; индивидуально- психологические черты (психодинамические и личностные качества, уровень развития социальных эмоций) ; сформированность навыков общения со взрослыми и сверстниками.

2 группа факторов: Характеристики семейной ситуации.

Показатели: положение ребенка в семье, привязанность ребенка к родителям; воспитательная позиция родителей; стиль детско-родительских отношений.

3 группа факторов: Социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения.

Социальными психологами и педагогами были выделены признаки стрессового состояния малыша. Они могут проявляться:
— в трудностях засыпания и беспокойном сне;
— в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
— в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
— в рассеянности, невнимательности;
— в беспокойстве и непоседливости;
— в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
— в проявлении упрямства;
— в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
— в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
— в игре с половыми органами;
— в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
— в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
— в повышенной тревожности;
— в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Таким образом, создание психологической атмосферы в детских группах. Является одной из основных составляющих успешной адаптации младших дошкольников к детскому саду.
Психологическая атмосфера создается прежде всего воспитателем при соблюдении следующих условий:
1. Обеспечение чувства уверенности малыша. Ребенок находиться
максимальное длительное пребывание около воспитателя.
2. Включенность родителей в подготовку и проведение занятий.
3. Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.
4. Создание благоприятной атмосферы. (развешивание фото
родителей (виртуальное присутствие родителей) игрушечные телефонные звонки).
5. Группа ярко, красочно оформлена.
6. Воспитатель принимает на себя роль посредника, организатора во всех детских взаимодействиях. 
Таким образом, задачей воспитателя является создание эмоционально-комфортных условий в группе. Это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблемы привыкания ребенка к детскому саду (адаптация).

Проблемы привыкания (адаптации) ребенка к детскому саду известны всем. Но также всем известно, что они решаемы. Есть несколько моментов, на которые родителям необходимо обрати...

Семинар - практикум для родителей: "Проблема адаптации ребенка к детскому саду".

Мы, родители, даже не подозреваем о том, что прежде , чем вести  ребёнка в ясельную группу, должны быть готовы ко многому......

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Проблемы адаптации ребенка к детскому саду

Что такое адаптация,что характерно для поведения ребенка в период адаптации,рекомендации родителям о том,как можно помочь малышу в этот непрстой период его жизни....

Семинар для родителей с элементами тренинга «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду»

Семинар для родителей с элементами тренинга «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду»...

План-конспект родительского собрания на тему "Давайте знакомиться, или проблемы адаптации ребенка к детскому саду".

План-конспект родительского собрания на тему "Давайте знакомиться, или проблемы адаптации ребенка к детскому саду"....

Консультанция для родителей «Проблемы адаптации ребенка в детском саду и пути их решения» для детей младшего дошкольного возраста

Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляются в...