Консультации по сенсорному развитию
консультация (младшая группа) на тему

Панова Ольга Викторовна

Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_word_4.docx669.01 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые товарищи родители!

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным и хорошо во всем разбирался учите его сравнивать предметы, дайте ему необходимые знания о размере предмета Для детей среднего возраста еще непонятно само слово "величина", поэтому при  знакомстве с размерами необходимо свои действия подкреплять наглядностью.

В детском саду ребенок получает необходимые знания о размере предмета, о его сравнении, но все это должно иметь подкрепление в жизни, и вы, товарищи родите ли, поможете ребенку во всем этом разобраться. Конечно, в домашних условиях вы не будете заставлять ребенка заниматься, как в детском саду на занятии, но именно дома можно создать определенные условия для ребенка, чтобы дать представления о  размере. Ребенка средней группы так же начинают знакомить с условной меркой которой может быть полоска бумаги, ленточка, веревочка. Эти знания можно подкрепить и дома.

Например: у вас в доме идет перестановка мебели, ребенок тоже очень заинтересован в том, чтобы помочь вам. И вы можете не отсылать его к бабушке, не отправлять его на прогулку. Попросите ребенка узнать, войдет ли книжная полка в простенок, в который вы хотите повышать эту полочку.

Это ребенок сделает вместе с вами при помощи условной мерки (ленточки, веревочки), тем более, что ребенок уже знакомился с этим в детском саду.

Ребенок будет очень доволен в том, что сделал свой маленький вклад в большое общее дело. Этим самым вы дали ребенку возможность проявить себя и подкрепила знания, полученные в детском саду, практикой.

Если у вас есть свободное время займитесь сравнением различных частей растений или ремонтом детских книжечек, при это заставьте ребенка самостоятельно подбирать нужные полоски бумаги для корешка.

Когда ребенок занимается тем, что лепит, рисует, пронаблюдайте за тем, соответствующих ли размеров предметы, изображенные ребенком.

Когда вы с ребенком гуляете или по дороге в детский сад, вы можете пронаблюдать за изменением высоты строящегося дома или сравнить два различных дома иле по высоте, или по ширине, этим вы поможете ребенку развить свой глазомер.

Как вы видите и дома можно все время учить ребенка, подкреплять его знания практикой. Если вы будете дома соблюдать эти советы, вы очень поможете умственному развитию вашего ребенка и ускорите его.

 

Дидактические игры и предметы домашнего обихода

Для формирования у дошкольника математических представлений используйте разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите вашего дошкольника самого считать предметы вслух. Как можно чаще считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т.д.), время от времени спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т.п.

Приобретению навыков устного счета способствует обучение дошкольника понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Таким предметом являются, например, часы. При работе с часами дошкольники не только изучают цифры, но и учатся определять время. Важно учесть, чтобы цифры на циферблате были арабские, т.е. привычные для глаз ребенка.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте игрушки в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т.д.

Дошкольник также должен усвоить такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет семь, а красных - пять. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика. Что теперь можно сказать о красных кубиках?

Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

Пусть ваш дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пусть ребенок скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их.

Очень полезно для развития математических способностей у ребенка сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите дошкольника, чем отличаются рисунки. Просите ребенка самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т.д.

Геометрия для дошкольника

Необходимо познакомить дошкольника с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните вашему дошкольнику, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.

                

        

Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите дошкольнику, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите ребенка сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Под сенсорным развитием ребёнка понимают развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Итогом дошкольного возраста становится готовность ребёнка к обучению в школе. Успешен или нет будет ребёнок в обучении? Эта готовность в значительной мере  зависит от сенсорного развития ребёнка. Что же такое дидактические игры? Дидактическая игра является обучающей игрой. Основное назначение игры – развитие у детей основных психических процессов и функций, а также формирование определённых систем знаний. А поскольку дидактические игры – это организованная форма обучения детей, которые полностью проводятся под руководством взрослого, который не только формирует определённые знания и умения, но также учит детей играть, являясь непосредственным участником игры, то конечно они оказывают большое влияние на сенсорное развитие детей.

Как ребёнок может познать окружающий мир? Конечно через сенсорное восприятие, т.е. он начинает распознавать цвета, узнаёт формы и размеры предметов, определяет что – либо на вкус и т. д.В наш век информатики имеется большое количество дидактических игр: « Собери по цвету.», « Укрась варежку», «Угости ёжика яблочком»,и т. д. Если у вас нет возможности приобрести дидактические игры в магазине, вы можете сделать их сами, причём привлечь к изготовлению игры своего ребёнка. Напр.: Из цветного картона вырезаете различные фигуры (треугольники, квадраты, и т. д.) и из листа бумаги делаете коврик для себя и для своего ребёнка и предлагаете украсить коврик для любимой игрушке и фантазируйте в заданиях. Воспитание и развитие ребёнка в ваших руках!f74ee06e1a98

Развитие сенсорного восприятия

Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома

Развитие сенсорного восприятия необходимо для умственного развития ребенка. Знание сенсорных эталонов поможет ребенку в обучении в школе.

Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды.

Одеваясь и раздеваясь, обращайте внимание на цвет вашей одежды и одежды ребенка. Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах. Одновременно вы будете расширять словарный запас ребенка, пример: у меня красное платье, что еще красное есть у нас дома, найди такой же цвет? Что красное ты видишь на улице?

Знакомя детей с размером предметов, обращайте внимание на размер посуды в доме. У меня большая тарелка, а у тебя? А у кого больше. Какая у меня ладошка, а у тебя? А у папы? Одновременно вы учите ребенка согласовывать прилагательные с существительными: покажи, где у тебя большие машины? А где маленькие? Какие колеса у больших машин? А у маленьких. Добивайтесь от ребенка полных ответов. Этим вы не только развиваете у него сенсорное восприятие, но и развиваете его речь. Развиваете наблюдательность, внимание и память.

Выйдя на улицу, вы можете обратить внимание на большие и маленькие предметы, которые вы встречаете. На большие и маленькие камни, лужи, шаги. Навстречу вам идет собака. Какая она? Большая или маленькая? Кошка? Червячок? Бабочка?

Растения, которые вы видите на улице. Посмотри, какой большой куст и маленькие листики на нем. Какого цвета листики? Они зеленые, потому что лето, а осенью какие листья? Желтые, оранжевые, красные.

Вы сами не можете не заметить, что вас окружают предметы разной формы. Обращайте внимание ребенка на окружающие его предметы, называйте их форму и учите ребенка правильно определять ее. Тарелка и блюдце имеют форму круга.. Что еще круглое есть, Колеса у машины, пуговицы на платье, солнце в небе, воздушный шар, который вы купили ребенку. Рассматривая с ребенком предмет, учите определять его форму, цвет и размер. Эти машины у тебя большие, а эти маленькие, эти красные, а эти желтые. А какой формы книги? Коробка, в которой лежит новая игрушка? А какой формы дорожный знак? Одни знаки треугольные, а другие – квадратные. Кроме знакомства с формой предмета вы можете познакомить ребенка с дорожными знаками. Форма окон в доме? Прямоугольная.

Таким образом, постоянно общаясь с ребенком, вы способствуете накоплению его сенсорного опыта, словарного запаса и развитию всех психических процессов. А самое главное – вы общаетесь со своим ребенком, интересуетесь его проблемами и способствуете установлению доверительных отношений со своим любимым человечком.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Особенности сенсорного развития малыша»

особености сенсорного развития малыша...

Консультация по сенсорному развитию дошкольников

в данном материале представлен обзор игр, способствующих сенсорному развитию детей...

Консультация родителям «Сенсорное развитие и воспитание ребёнка»

Важной составляющей в развитии ребенка 3-4 лет является сенсорное развитие, которое направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. От ур...

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

консультации на сенсорное развитие

консультации на сенсорное развитие...

Консультация по сенсорному развитию

Консультация по теме:«Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста»...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....