СКАЗКА - СПОСОБ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
статья на тему
В настоящее время в психологии часто практикуется одно из направлений арт-терапии — «сказкотерапия». Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач воспитательного, образовательного, развивающего, корригирующего характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_-_sposob_obshcheniya_s_detmi.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКА - СПОСОБ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
В настоящее время в психологии часто практикуется одно из направлений арт-терапии — «сказкотерапия». Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач воспитательного, образовательного, развивающего, корригирующего характера.
В кратчайшие сроки возможно осуществить работу, направленную на коррекцию тревожного состояния. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Функции сказок
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
• о жизненно важных явлениях;
• жизненных ценностях;
• внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
•
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
• как устроен этот мир, кто его создал;
• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
• какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
• как приобретать и ценить дружбу и любовь;
• какими ценностями руководствоваться в жизни;
• как строить отношения с родителями и детьми;
• как прощать.
Психокоррекционные сказки
Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике
1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков и миниатюрных фигурок.
50 терапевтических сказок: vk.com/page-52840716_49708896
В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой.
Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие .
Есть «мужские сказки» («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). К детским сказкам условно можно отнести: «Красную Шапочка» Ш.Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и т.д.
Особенности проведения сказкотерапии с детьми
По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапии делается акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа. Содержание сказки должно быть доступно ребенку.
В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Основные методы сказкотерапии
По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько методов сказкотерапии.
• Рассказывание сказки.
• Рисование сказки.
• Сказкотерапевтическая диагностика.
• Сочинение сказки.
• Изготовление кукол.
• Постановка сказки.
Ткач Р.М. описывает новые возможности психотерапевтического использования сказки по методу символ драмы.
Рассказывание и сочинение сказки
Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе, так как родители или специалисты могут наблюдать, что происходит в процессе консультирования с ребенком.
Можно сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют оказывают на него влияние.Согласно Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.
Рисование сказки
Желательно после этого нарисовать прослушанный сюжет, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.
Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные способы общения с маленькими детьми
Разговор с детьми подразумевает собой обмен словами, идеями и чувствами между двумя людьми. Общение, это то, что мы говорим и как мы это говорим. Мы общаемся взглядами, действиями, молчанием, а также ...
5 способов избежать ошибок при общении с детьми
Рекомендации родителям при общении со своими детьми...
Мастер - класс "Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими"
Теория и практика....
Семинар-практикум для родителей на тему: " Способы и правила общения с детьми".
Очень эффективной формой повышения педагогической грамотности родителей являются семинары-практикумы. Такая форма взаимодействия с родителями да...
Консультация для родителей «Сказка — способ общения с детьми».
В консультации дан материал для родителей....
«Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребенка»
laquo;Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребенка»...