Консультация для родителей "Пальчиковые игры и гимнастика для рук"
консультация на тему
Консультация для родителей "Пальчиковые игры и гимнастика для рук"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковые игры и гимнастика для рук | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры и гимнастика для рук
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками.
Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.
Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.
Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.
Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.
Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр
с ребёнком.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
1.Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2.Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
3.При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
4.Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
5.Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
6.Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
7.Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Пример любимых игр детей:
Детки.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачек.
Лесные звери.
Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик.
Этот вот лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот мишенька – медведь,
Любит громко пореветь.
Этот серенький волчок.
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей.
Загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. В конце разжать кулак.
Шалун.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки ругаем большой пальчик.
Котята.
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем
друг к другу, локти опираются о стол.)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу))
Жил-был зайчик -
Жил-был зайчик -
(хлопают в ладоши)
Длинные ушки.
(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)
Отморозил зайчик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке.
(трут нос)
Отморозил носик,
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Отморозил хвостик
(гладят кобчик)
И поехал греться
(крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо,
(разжимают кулаки обеих рук)
Волка нет
(хлопают в ладоши)
И дают морковку на обед
(поглаживают живот ладонью ведущей руки
по часовой стрелке).
Алые цветки.
Распускают лепестки
Наши алые цветки.
(Соединить ладони в форме тюльпана,
затем медленно раскрывать пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Покачивать кистями рук)
Наши алые цветки закрывают лепестки,
(Медленно соединить пальцы, образуя цветок)
Тихо засыпают, головой качают.
(«Цветок» снова покачивается на ветру)
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту)
Теремок
На поляне теремок,
(Соедините ладони «домиком»)
Дверь закрыта на замок,
(Согнуть пальцы в «замок»)
Из трубы идёт дымок.
(Согнуть пальцы в «колечки»)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить)
Чтобы не пробрался вор.
(Пощекотать пальцами)
Тук – тук – тук,
(Кулачком постучать по ладони)
Открывайте я ваш друг!
(Развести руки в стороны,
затем одной ладонью обхватить другую)
Гномики
Жили-были гномики
(Указательным и большим показываем размер)
В расчудесном домике.
(Ладони сложены в виде крыши)
Папа-гном дрова рубил,
(Ребром кисти ударяем о ладонь)
Гном-сынок их в дом носил,
(Хватательные движения руками)
Мама-гномик суп варила,
(Кисти округлены, шарообразные движения)
Дочка-гном его солила,
(Пальцы сложены в «щепотку»)
Гномик-бабушка вязала,
(Имитируем вязание на спицах)
Гномик-тётушка стирала,
(Потираем ладони друг о друга)
Дед окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал!
(Обеими руками делаем приглашающий жест к себе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пальчиковые игры и гимнастика для рук".
За последние пять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем больше ребёнок дв...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»...
Консультация для родителей: «Игры Воскобовича - не просто гимнастика для ума. Это идеология».
Исследования показали, что дети, с которыми занимаются по технологии Воскобовича, обладают высоким уровнем так называемого невербального интеллекта. Это понятие включает в себя не только эрудицию и фа...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»
Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: « ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК.»
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше...
Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...