Консультация для родителей. Готовность к школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В.Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, АЛ.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.АПашко и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей. Готовность к школе | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
Готовность ребенка к школе
Подготовила: Шейнова Е.А.
Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
1. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.
2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное.
3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.
Подготовка дошкольника к учёбе в семье.
Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:
Главное требование – это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.
Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.
Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.
Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.
При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять и делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.
Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами цели – научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.
А знать ребенку нужно следующее:
- свое полное имя, отчество и фамилию; свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;
- свой домашний адрес: название города, улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры;
- основные достопримечательности своего города (поселка, деревни);
- название своей страны и ее столицы;
- последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года, загадки о временах года;
- домашних животных и их детенышей; диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей;
- растения различных природно-климатических зон;
- части тела человека;
- профессии;
- русские народные сказки;
- великих русских поэтов и писателей и их основные детские произведения.
Также ребенок должен уметь:
- различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное число; утро, день, вечер и ночь; одежду, обувь и головные уборы; птиц, рыб, зверей, насекомых; овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.;
- различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"
Работа с родителямиКонсультации для родителейГотовность к школе: Что мы не понимаем?Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной г...
консультация для родителей Готовность к школе
консультация для родителейГотовность к школе...
Консультация для родителей: Готовность к школе. "Что мы не понимаем"
«ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ: ЧТО МЫ НЕ ПОНИМАЕМ?» Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной г...
Консультации для родителей Готовность к школе: Что мы не понимаем?
Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мам...
Консультация для родителей "Готовность к школе"
этот материал поможет родителям увидеть на сколько их ребенок готов стать учеником...
Консультация для родителей "Готовность к школе: Что мы не понимаем."
Консультация для родителей...
Работа с родителями Консультации для родителей Готовность к школе: Что мы не понимаем?
Работа с родителямиКонсультации для родителейГотовность к школе: Что мы не понимаем?Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимнази...