Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка»
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка» | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игрушка в жизни ребенка»
Выполнила Петрова Валентина Викторовна,
воспитатель МБДОУ Детский сад №13
г. Новочебоксарск
2017 год
В раннем возрасте возникает новый тип ведущей деятельности-предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.
Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.
Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:
- становление орудийных действий;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- развитие познавательной активности;
- формирование целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Орудийные действия. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:
- совочки, лопаточки;
- метелочки, грабельки;
- сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
- удочки с магнитом для "ловли рыбок";
- игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
- кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.
Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:
- пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
- вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
- матрёшки 3-4-местные;
- "коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
- столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
- крупные пазлы и мозаики;
- кубики крупные пластмассовые и деревянные;
- шнурок и бусины для нанизывания;
- народные игрушки с подвижными частями;
- желобок и шарик для скатывания.
Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть:
- коробочки с секретом;
- детские музыкальные центры;
- механические игрушки;
- клавишные игрушки;
- игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
- материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.
Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:
- фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта- собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
- пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
- составные игрушки - машинки, домики и пр.;
- строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
- бусы для нанизывания;
- шнуровки и застёжки.
Игрушки, способствующие социально-личностному развитию
Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.
Речевое развитие. Игровые пособия, способствующие речевому развитию:
- картинки с изображением животных и людей;
- сюжетные картинки с изображением действий;
- наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
- элементарные виды детского домино и лото;
- последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;
- наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;
- звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;
- диафильмы;
- игрушечный телефон.
Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, среди которых могут быть:
- тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);
- пластиковые - гибкие;
- кукла-голыш с набором одежды;
- кукла в одежде;
- маленькие "пупсики" в разных позах.
Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:
- набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
- мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);
- "продукты питания" - наборы овощей, фруктов;
- "предметы гигиены" для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр.;
- игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.
Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.
Игровые пособия, способствующие физическому развитию
Мячи (разных размеров).
Обручи.
Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка).
Скамеечки для ходьбы.
Коврики с разной поверхностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"
Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира. Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...
Консультация для родителей."Игрушка в жизни ребенка"
Игрушка в жизни ребенка....
консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"
Игрушка для ребенка - это первая «примерка» мира. В играх малыш выражает свои чувства к маме с папой, окружающим его людям и самому себе. И ваш ребенок учится узнавать этот сложный и пока непонятный е...
Консультация для родителей. "Игрушка в жизни ребенка".
Давайте вспомним наше детство... Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и... любимый плюшевый мишка (кукла, зайчи...
Консультация для родителей "Игрушки для развития речи ребенка"
Консультация предназначена для родителей детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Игрушка в жизни ребенка.Как правильно выбрать игрушку"
рекомендации для родителей...
Консультация для родителей "Игрушки расскажут о характере ребенка""
Любой родитель согласится , что предпочтение, которое ребенок отдает какому-либо виду занятий, либо определенной игрушке, довольно точно отражает особенности душевного склада....