Консультация для родителей воспитанников «Место и роль семьи в подготовке детей к школе»
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей воспитанников «Место и роль семьи в подготовке детей к школе»
Цель: определить роль и место важнейшего института воспитания - семьи - в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.
Скоро перед вами распахнет двери школа, и начнется новый период в жизни ваших детей. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними сядете за парты. Как много ожиданий и радостных надежд связываем мы со школой. Поступление в школу — это вхождение ребенка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания, в огромной мере это зависит от того, что приобрел ребенок за годы дошкольного детства. Как подготовить ребенка к школе, чтобы он успешно учился, а учитель был благодарен вам за зажженную искру интереса к учебе.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться, прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствие боязни высказывать свои мысли, проявлять активность в общении с педагогами.
Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно значимыми»:
• мотивационная готовность – принятие новой социально-значимой позиции – позиции школьника;
• волевая готовность – умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий;
• интеллектуальная готовность – достаточный уровень развития памяти, внимания, мышления, речи, восприятия;
• социальная готовность – сформированность таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников.
Что же надо делать родителям, чтобы воспитать необходимые волевые навыки у дошкольников?
Многие родители понимают, насколько важно вызвать у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают детям о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят, о туристических походах и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
И вот, когда у ребенка появится стойкое желание учиться, хорошо учиться, нужно подготовить его к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы, поможет ребенку правильно отнестись и к собственным неудачам, возможным в начале занятий в школе. Для этого надо подбадривать детей, если они взялись за какое-либо сложное для них дело. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте веру в собственные силы и возможности.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.
Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе чувство тревоги и неуверенности в себе.
Чтобы воспитать у ребенка самостоятельность родители должны:
• создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки;
• постоянно менять тактику руководства: от прямых приемов (показ, объяснение)переходить к косвенным (совет, напоминание);
• поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца;
• ориентировать ребенка на получение хорошего результата.
Ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Многие родители думают, что подготовка к школе заключается в умении детей читать и писать. Но это абсолютно неверное представление. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть!
Игра для ребенка – это мир, в котором он живёт, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. В игре есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему дошкольнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:
• четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
• сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;
• варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
• обязательно поощрять победителя игры.
В школе ребенку придется длительное время заниматься одним и тем же делом: на уроке письма – писать, на уроке математики – считать. Потребуется некоторое время, прежде чем ребенок поймет необходимость сосредоточенного труда и сможет напряженно заниматься одним делом.
Поэтому еще перед школой нужно постоянно тренировать детей в этом отношении. Усидчивость можно воспитывать в любых играх и занятиях. Хорошо развивают у детей усидчивость настольно-печатные игры, в которых можно изготовить что-то самостоятельно. Различные игры типа «Конструктора» также развивают усидчивость, учат преодолевать трудности.
Особое внимание в подготовительной к школе группе уделяется подготовке руки к письму, которая предполагает развитие у детей: мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентации, чувства ритма, изобразительных и графических умений. Роль родителей здесь немаловажна. Совместное с детьми занятие разными видами изобразительной деятельности, раскрашивание оказывает положительное влияние на подготовку руки к письму. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой, которая выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними.
В воспитании детей большое значение имеет режим дня, то есть распорядок жизни ребенка, когда он в определенное время спит, ест, отдыхает и занимается. Хорошо продуманный режим дня позволяет найти время для разнообразных игр, занятий, укрепляет здоровье ребенка, организует его деятельность, воспитывает волю и положительные черты характера – ребенок учится ценить время, быть сдержанным, управлять своими желаниями. Дети, которые до школы все делают по режиму, привыкают вовремя вставать, к определенному часу у них появляется аппетит. Эти дети могут переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой – оставить интересную игру и взяться за приготовление уроков, отложить книгу, чтобы помочь родителям по хозяйству. Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.
Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Хорошо развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (при поступлении в школу, помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, объяснить собственную позицию. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям в развитии речи ребенка. Прививайте детям с детства любовь к книге.
Очень важно еще до школы воспитать у ребенка такое необходимое жизненное качество, как трудолюбие.
Как же научить ребенка любить труд? Прежде всего, пожалуй, следует дать детям ясное представление о том, что значит слово «нужно». Дети часто слышат от взрослых это слово, но не всегда понимают его смысл.
Постарайтесь объяснить детям, почему все люди трудятся, почему они создают умные машины, дома, красивые парки, океанские корабли, самолеты. Пусть он представит, что произойдет, если все люди будут безответственно относиться к своим обязанностям. На ребенка большое впечатление может произвести рассказ о той неразберихе и сумятице, которая возникнет, если однажды все водители машин не выйдут на работу или все портнихи откажутся шить одежду, пекари – печь хлеб и т. п. И ребенку следует сказать, что все те маленькие поручения, какие он выполняет, - ступенька к большим делам, что пройдет немного лет и он научится делать умные машины, водить самолеты, корабли.
Надо приучить ребенка к мысли, что труд его полезен окружающим, но важна не только работа сама по себе, но и ее качество. Неправильно думать, что не следует предъявлять требования к качеству работы ребенка – как сделал, так и ладно.
Трудолюбие воспитывается в конкретных делах. И если, вырезая из бумаги, ваша дочка насорила на полу, бесполезно упрекать ее в неаккуратности, в том, что она не бережет труд матери. Лучше просто предложить дочери взять веник и подмести пол. А вместо общих разговоров о том, что взрослым нужно помогать, посоветуйте сыну купить молока старику-соседу, посидеть с маленьким сыном соседки, пока она сходит в магазин. Не поручайте сразу сложную работу – ребенок может не справиться и потеряет к ней всякий интерес.
К сложной работе лучше подводить постепенно, через отдельные простые поручения. И самого ребенка надо учить правильно организовывать сложную работу. Например, необходимо вымыть растения – приготовить воду, место, где ты их будешь мыть, подумай, чем вытереть поддонники, и только потом делай основную работу.
Родители иногда забывают о том, что дети очень наблюдательны. Если вы не уважаете труд других людей, это может послужить отрицательным примером для детей, может вызвать небрежное отношение и к вашему собственному труду.
Для воспитания чувства дружбы, доброжелательности важно научить детей делиться игрушками, сладостями, причем отдавать товарищу не то, в чем сам ребенок не нуждается, а именно поделиться лакомством, уступить любимую игрушку. Если у вас в гостях товарищ ребенка. Не забудьте пригласить его к обеду, к чаю, отнеситесь к нему как к желанному гостю, - в следующий раз ваш ребенок сам сделает так же. А порой можно видеть, как ребенок, взяв что-то лакомое, например, шоколад, специально выходит есть лакомство во двор: ему приятно, что дети смотрят с завистью и только от него зависит, дать или не дать кусочек. Такие поступки воспитывают жадность, эгоизм, себялюбие.
Не менее важно воспитать правильное отношение ребенка к взрослым. К семи годам ребенок должен уметь внимательно, не перебивая, слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным, уступить место в автобусе, подать стул, помочь пожилым. Назойливы, обычно, те дети, которых неправильно воспитывают в семье.
Надо чаще напоминать ребенку, что он живет среди людей, и, поэтому, должен вести себя так, чтобы своим поведением не мешать им: папа спит – нельзя шуметь; сосед болен – ему, может быть неприятен громкий смех; мама занята разговором – не нужно в это время обращаться к ней с вопросами.
Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, он не сумеет построить правильные отношения с детьми и в школьном коллективе.
В нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает внимание и любовь близких.
Благородные поступки детей, пусть даже незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка.
Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем ко всем остальным.
Не забывайте, уважаемые родители, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, укрепляйте здоровье детей, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место и роль семьи в подготовке детей к школе
Консультация для родителей...
Итоговая практико-значимая работа Консультация для родителей «Место и роль семьи в подготовке детей к школе».
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе в семье....
Место и роль семьи в подготовке детей к школе
Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...
Консультация для родителей Тема: «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал....
Место и роль семьи в подготовке детей к школе.
Место ироль семьи в подготовке детей к школе....
Консультация для родителей "Место и роль семьи в подготовке детей к школе"
Консультация для родителей "Место и роль семьи в подготовке детей к школе"...
Консультация для родителей. "Место и роль семьи в подготовке детей к школе."
laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...