Игротека
материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Подготовила: воспитатель Селютина Л.Н., МКДОУ д\с
« Колокольчик», с. Родино, Алтайский край.
Уважаемые родители!
Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, все возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
"ТОЛЬКО ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА".
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий "Смех" и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т.д.)
"ПОДБЕРИ СЛОВО".
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый)
"КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?"
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов - действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать ).
"АВТОБИОГРАФИЯ".
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)".
Или, « Могу быть толстым и худым, красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пяточка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался….(воздушный шарик)».
"ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА".
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т.д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва.
"СЛОВА МЯЧИКИ".
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
"ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ".
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги , слон-…поклон и т. д.
" ЕСЛИ ВДРУГ …".
Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т.д.
Что произойдёт? Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д." Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
* живая вода; * цветик - семицветик; * ковёр - самолёт и т.д.
Старшие дошкольники уже могут рассказывать о событиях собственной жизни, о своём личном опыте, причём делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им творческие задания.
«ВСПОМНИ СЛУЧАЙ»
Выберите с ребёнком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли в парке, ездили в гости, встречали на вокзале бабушку, отмечали день рождения…. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете добавить к сказанному ни слова.
«ГОВОРИМ ПО-РАЗНОМУ»
Попробуйте один и тот же стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение на тех словах, на которых не нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочесть как страшную историю или как телевизионный репортаж.
«АНТОНИМЫ В СКАЗКАХ»
Взрослый предлагает детям поиграть со сказкой, объясняя, что он будет произносить название-антоним, а дети должны будут угадать истинное название-антоним, а ребёнок должен будет угадать истинное название сказки.
Например: «Зелёный платочек – Красная Шапочка»
« Рассказ о простой курочке - Сказка о курочке Рябе»
« Один из Молоково – Трое из Простоквашино»
« Деревянный замочек - Золотой ключик»
« Крестьянка под тыквой – Принцесса на горошине»
СПАСИБО!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашняя игротека"
В этом конспекте предложены советы для родителей по использованию игровых заданий дома....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"
Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

Буклет для родителей (в помощь уч.логопеду)"Игротека в кругу семьи"
У родителей порой не так много времени в детском саду,они в спешке забирают своих детей домой, торопятся...Бывает так, что педагоги размещают интересный материал на стендах, а прочитать успевают...

Игротека развивающих и подвижных игр для дошкольников
Различные подвижные и логические игры, собранные в игротеку для удобного использовани в формате А5....

Игротека речевых игр
Речевые игры на образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения....