«А как речь – то говорит, словно реченька журчит».
материал (старшая группа) на тему
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_po_razv._rechi.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Тема: Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста
«А как речь – то говорит, словно реченька журчит».
Цель: привлечь родителей к вопросу о проблеме речевого развития детей.
Подготовка:
- оформление выставки рисунков «Семь…Я»;
- новинки методической и детской литературы по теме собрания;
- диагностика развития речи дошкольников.
- «Листочки доброты».
Выступление:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей».
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени 1 год. На что в первую очередь обращает внимание учитель, школьный психолог, конечно же, на речь ребёнка, как рассуждает, как объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, на сколько богата, разнообразна речь ребёнка. Ведь недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника. А также немаловажно, а для некоторых детей значительно важнее, нарушение речи отражается на формирование детского характера – неуверенность, замкнутость, раздражительность, необщительность.
Вспомните, когда ваш ребёнок был совсем маленький. Как вы переживали за речь? Ждали, когда ваш ребёнок произнесёт первое слово? Когда активно начнёт говорить? Как быстро пополняется словарный запас?
А сейчас вы часто ли задумываетесь, как развита речь вашего ребёнка? Беспокоит ли это вас сейчас?
Мы рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема. Вот почему мы и решили посвятить наше собрание этой теме.
- Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу?
- грамотной
- понятной
- выразительной
- осмысленной
- богатой
- А сейчас предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (на доске перечень факторов).
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЁНКОМ
ОБЩЕНИЕ РЕБЁНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ
РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИГРЫ С РЕБЁНКОМ ВЗРОСЛЫХ И ДРУЗЕЙ.
- Как вы считаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы: семья и детский сад должны заниматься с ребёнком?
Результаты высказываний:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Словарная работа.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение связной речи.
Мы знаем, что большое количество родителей обеспокоены произносительной стороной речи наших детей и её грамматическим строем. Обо всём об этом с вами сейчас побеседует наш учитель – логопед
(Выступление логопеда, вопросы родителей).
Воспитатель: Предлагаю вам отдохнуть, встаньте, пожалуйста, со своих стульчиков и пройдите в круг.
А теперь представьте себе, что Вы – это наши дети. Я познакомлю вас с несколькими играми, в которые мы играем с вашими детьми.
ИГРЫ:
- Собрались мамы, папы в круг
Я твой друг
И ты мой друг
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся»
- «Скажи наоборот»
- «Хорошо – плохо»
- «Птица, рыба, зверь»
- «Я знаю пять…..»
Ну а сейчас мы перейдём к разговору о развитии связной речи старших дошкольников.
Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должны стать, конечно, вы, уважаемые родители маленького оратора. Вовремя вставить какую-нибудь реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, да так, чтобы малыш не заметил, что вы его как-то поправили, - вот далеко не полный перечень средств, которыми вы располагаете в процессе становления у вашего ребёнка связной речи.
При формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы и не ограничиваться только рассматриванием картинок и составлением рассказов по ним. Самые доступные речевые образцы – это собственные рассказы родителей. Дети обожают слушать о том, какие они были в младенчестве и раннем детстве, какие игрушки любили, как и когда начали говорить. Расскажите им и о своём детстве, о ваших игрушках и увлечениях. И, конечно, главный источник прекрасных речевых образцов – это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь.
При работе по развитию связной речи используются следующие задания и упражнения:
- Составление предложений с использованием фланелеграфа. Объединение этих предложений в рассказ.
Ребёнок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребёнок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.
- Составление рассказа по картинке и серии картин.
Сначала ребёнок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребёнку задаётся серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем всё закончилось.
- Составление рассказа – повествования.
Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.
- Составление рассказов – описаний.
Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.
- Рассуждение.
У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.
- Пересказ текстов.
Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развёрнутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребёнка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.
- Разучивание стихотворений.
При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, чётким ритмом, а их герои знакомы детям.
Примерные тексты, рекомендованные для пересказа, рассказывания по ролям, рассказы с элементами драматизации, рассказы – описания, рассказы – размышления.
Лес осенью
Летом лес был зелёный. Наступила осень. Берёзки стоят жёлтые. Осины стоят красные. Остались зелёными ёлки и сосны. В лесу тишина. Птицы улетели на юг. В норе на сухих листьях засыпает ёж. Медведь ложится в берлогу. Белочка запасла на зиму орехи и свернулась клубочком в дупле.
Петя помог.
Над окном дома было ласточкино гнездо. Из него выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, пищали, но помочь не могли.
Петя это увидел. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо.
Где мои очки?
Ночью Миша проснулся и будит свою маму:
- Мама, дай мне скорее очки!
- Посмотри, сынок, в окно, вокруг так темно, зачем тебе очки?
- Мама, мне снится такой интересный сон, что я хочу его получше рассмотреть.
Уважаемые родители! Надеемся, что предложенный материал поможет вам при занятиях с малышами. Но хотелось бы дать ещё несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребёнком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определённого завершения. Это очень организует малыша. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребёнок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного дела доставляет ребёнку большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»
Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились. Мы предлагаем вашему вниманию новинки педагогической и художественной литературы, выставку наших игр, которые можно использовать для развития речи детей и которые вы можете брать для игр с детьми в выходные дни.
А каким может быть решение нашего родительского собрания?
- Дома уделять внимание развитию речи ребёнка. Читать ребёнку сказки, рассказы, стихи, загадки, познавательную литературу.
- Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, работе с ножницами и бумагой.
- Больше времени уделять общению со своим ребёнком.
И позвольте от нас вручить листочки доброты, которые напомнят вам, каким должно быть общение с ребёнком.
Пусть дети вас радуют своими успехами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ах как речь это говорит, словно реченька журчит"
«Ах как речь – это говорит, словно реченька журчит»Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, пост...
Родительское собрание "А как речь - то говорит, словно реченька журчит"
На данном собрании обсуждается проблема речи нынешних малышей и пути решения проблем...
"А как речь -то говорит , словно реченька журчит..."
Уважаемые родители и педагоги , работаюшие с детьми младшего дошкольного возраста и с детьми логопедических групп, эта статья именно для вас. Поможем становлению речи наших детей, ведь речь - не тольк...
А как речь -то говорит, словно реченька журчит. (родительское собрание )
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста....
Литературная гостиная для старших дошкольников: "А как речь то говорит, словно реченька журчит..."
Литературная гостиная, направленная на формирование интереса и положительного отношения к поэзии, приобщение к литературному творчеству А. С. Пушкина....
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »
Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...
Родительское собрание в подготовительной группе: "А как речь-то говорит, словно реченька журчит"
Родительское собрание, составленное согласно годовой задачи детского сада по развитию речи детей. Тема: « А как речь – то говорит, словно реченька журчит»...