Ребенку живется труднее, чем взрослому. Его постоянно оценивают, чтобы он не сделал: хорошо - хороший мальчик, плохо - плохой мальчик. Примерим такую жизнь на себя, выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям: они не оценивают, они принимают нас такими, какими мы есть. Нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор о том, как сделать, чтобы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы не были вечными экзаменаторами. Даже в течении одного дня нам приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка.
Как избежать ошибок, найти меру? Ваше участие, примеры из жизни обогатят наш разговор.
Вопрос о наказании детей стар как мир. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного малыша. Можно ли вырастить ребенка без наказаний?
Ответы на вопросы анкеты показывают: большинство родителей отдают предпочтение наказанию.
Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функции судьи, редко удается быть справедливыми вполне; и мы отталкиваем от себя детей. Наказания часто порождают озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство. Известная все семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо: если провинился - просто огорчиться, расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок - порадоваться за него. Каждый может проверить это на себе, чувства достоинства, готов «горы свернуть». В это же время испытываешь чувство благодарности и признательности к тому, что искренне рад твоей радости. А если за тебя огорчаются, что ты испытываешь? Стыд, раскаивание - очищающие, возвышающие человека чувства. У жалеющих тебя появляется сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей. Делает их ближе друг к другу.
Согласны ли вы с мнением Никитиных или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку? Кажется без этого не обойтись. С детства - нельзя, не тронь и т. д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказать ребенку его неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется (дальше) приказанию, или делает все наоборот.
Надо все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства!
Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимы по отношению к ним. Ведь мы, взрослые, часто ошибаемся. Бывает, наказали ребенка, а оказалось что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях?
Мне кажется, что чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому, что жестокость вызовет или ответную жестокость, или лицемерие. Родители прибегают к строгости, и кажется, что это мгновенно решает сложности в воспитании, заменяет долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», накажешь ребенка, шлепнешь - и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что в будущем породит запрет, окрик, наказанье.
Завершить разговор хочу словами С. Соловейчика - писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить - значит принимать человека таким, какой он есть» и далее на вопрос «как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться то, конечно можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед вами не враг, а собственный ребенок»
Литература:
1. Волосова Е. «Всегда ли мы правы?» Дошкольное воспитание 1985-№7 стр. 69-71
2. Корошкова О. «Понимаем ли мы ребенка» Д / воспитание 1986-№9 стр. 60-62
3. Островская Я. «Показываем детям пример во всем» Д / воспитание 1986-№11 стр. 44-48