КОНСУЛЬТАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ"
консультация на тему

Надежда Викторовна Келембет

     Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-rol_palchikovyh_igr.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 18 «СОЛНЫШКО»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ

                                          РОДИТЕЛЕЙ.

г. ПРИМОРСКО – АХТАРСК

2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

     Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

     Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.   Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки. Но и хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками.

 Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

     Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

- игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

- игры на развитие тактильного восприятия: «гладкий – шершавый», «найди такой же на ощупь», «чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

     Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

  • Упражнения для массажа (или самомассажа) рук: «Массаж подушечек пальцев рук», «Массаж фаланг пальцев», «Массаж прижимающий», «Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками», «Самомассаж горохом», «Горох и фасоль», «Колечки», «Гладь мои  ладошки, ёж».

     Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

  • «Цепочки», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки», «Соединение одноимённых пальцев», «Пианист», «Пальчики кивают», «Горошки», «Упражнение с пробками», «Упражнение со счётными палочками», «Пальцеход», «Колодец».

 Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

  • «Ладонь – кулак», «Кулак – кольцо», «Поочерёдное соединение всех пальцев»,  «Ножки».

                            Упражнения с различными предметами:

  • «Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками»; «Упражнение с эспандерами», «Упражнение с пробками», «Узловка», «Упражнение с чётками», «Упражнение с бусами», «Упражнение со счётными палочками», «Комканье платка», «Колодец», «Горох и фасоль», «Все узлы переберу», «Мне дала синичка хрупкое яичко», «Волшебные орешки» и другие.

                                      Гимнастика для пальцев:

  • «Щелчки»; «Потягивание за кончики пальцев». Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

     Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

      Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

     Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры для малышей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

     Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

     Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

      Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

     Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

         Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

     Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

                          Комплексы пальчиковой гимнастики:

  • Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
  • «Ладошка — кулачок — ребро» (на счет «раз, два, три»)
  • «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
  • «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)
  • Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
  • «Кольцо» (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)
  • «Бочонок с водой» (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)
  • Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки, левой руки, обеих рук одновременно.
  • Потешка

          Пальчик-мальчик, где ты был?

          С этим братцем в лес ходил.

          С этим братцем щи варил.

          С этим братцем кашу ел.

          С этим братцем песни пел. Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца. Детям постарше можно предложить:

         Игры, упражнения, задания для развития пальцевой моторики:

  •  «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки, то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук)
  • «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)
  • «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их)
  • «Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)
  • «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)
  • «Оса» (выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками)
  • Имитация игры на пианино
  • Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
  • Потешки  с поочередным загибанием пальчиков на руках.

          Этот пальчик — дедушка,

          Этот пальчик — бабушка,

          Этот пальчик — папочка,

          Этот пальчик — мамочка,

          Этот пальчик — я,

          Вот и вся моя семья.

          Сидит белка на тележке,

          Продает она орешки,

          Лисичке-сестричке,

          Воробью, синичке,

          Мишке толстопятому,

          Заиньке усатому.

  • Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
  • «Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)
  • «Птички» (поочередно большой палец соединяется с остальными)
  • «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)
  • «Цветок» (то же, но пальцы разъединены)
  • «Корни растения» (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)
  • «Рожки» (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)
  • Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно
  • «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.
  • «Пчела» (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)
  • «Пчелы» (то же упражнение выполняется двумя руками)
  • «Лодочка» (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)
  • «Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)
  • «Пассажиры в автобусе» (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)
  • Ушки» (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)
  • Кулак-ладонь». Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется
  • «Ножницы» — разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.
  • «Замок» (на счет «раз» — ладони вместе, а насчет «два» — пальцы соединяются в замок)
  • «Лиса и заяц» (лиса крадется — все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц убегает — перебирая пальцами, быстро движутся назад)
  • «Паук» (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)
  • «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)
  • «Пальчики здороваются» Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)
  • Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)
  • «Кулак-кольцо». Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы   другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются
  • Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)
  • Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

  • «Миска» (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)
  • «Крыша» (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)
  • «Магазин» (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)
  • «Цветок» (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)
  • «Птички» летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)
  • Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно
  • «Солнечные лучи». (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка.
  • Показывать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять. Показывать отдельно только один большой палец
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
  • «Фонарики» Кистями рук делать фонарики.
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в различном темпе
  • Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались)
  • Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).

     

                           Самомассаж кистей и пальцев рук

  • Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  • Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  • Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

                          Расслабление пальцев и кистей рук

      Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.  

  • «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
  • «Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  • «Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
  • «Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
  • «Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

Необходимо помнить три важных правила. 

  1. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
  2. второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
  3. третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна проводиться систематически с постепенным усложнением.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие ...

Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»

Тема: «Формирование речевой активности детей раннего возраста через пальчиковые игры»...

Роль дидактической игры в формировании речевой активности детей дошкольного возраста

Мотивировать ребенка на игровую деятельность нетрудно, особенно если ребенок создает игру, атрибуты, условия и правила к ней самостоятельно....

Образовательная практика «Пальчиковые словесные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы образовательной практики во 2 младшей группе "Пальчиковые словесные игры,как средство развития речевой активности младших дошкольников"...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры и их значение в формировании речевого развития»

Консультация для родителей«Пальчиковые игры и их значение в формировании речевого развития»...

Консультации для родителей. "«Занимательные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего возраста "

Консультации для родителей. "«Занимательные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего возраста "...