Консультация для родителей. «Ознакомление детей с родным краем» (город Холмск)
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ознакомление детей с родным краем»
(город Холмск)
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
В связи с тем, что патриотические чувства к родному краю возникают ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, эта проблема является актуальной на сегодняшний день, а значит, приобретает большое теоретическое и практическое значение. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу детям знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной детскому возрасту деятельности. Патриотические чувства формируются в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родной улице и родному городу, к родным местам и родной стране.
Педагогический процесс по ознакомлению детей с родным городом, как средство воспитания патриотических чувств строится в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Принцип гуманизма предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, краю, Отечеству.
Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Всю работу по ознакомлению младших дошкольников с родным городом можно разделить на 6 основных блоков:
1) Знакомство с детским садом;
2) Природа города;
3) Памятные места города;
4) Места отдыха для детей в городе;
5) Труд холмчан.
6) Транспорт города
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период. При работе педагогами детского сада учитывается, что успешность воспитания патриотических чувств у дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии и активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, используя разные виды деятельности, свойственные младшему дошкольному возрасту.
В работе осуществляется деятельный подход, т.е. предоставляется детям выбор материалов в той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, аппликация, лепка или рисование, деятельность по благоустройству территории детского сада, охране природы). В работе по ознакомлению детей с городом используются методы, прежде всего повышающие их познавательную и эмоциональную активность. Знакомя детей с растительным миром города Холмска, проводятся целевые прогулки в уголок леса, знакомство детей с разными породами деревьев, дети бережно дотрагивались до стволов и веток руками, старались обхватить деревья, сравнивали цвет и форму листьев, зачем нам нужны деревья или что бы было, если на земле не было бы деревьев? Учились слушать природу и думать, чувствовать и рассуждать, выражая свои чувства. Опавшие листья и плоды дети собирали для поделок. Каждая прогулка существенно пополняла знания детей об окружающем мире, дети учились беречь природу, деревья, цветы, травы. На прогулках не только закреплялись знания детей, полученные на экологических занятиях, но и существенно пополнялся словарный запас детей. Знакомя детей с животным миром региона, наблюдали за птицами, насекомыми, домашними животными, за их повадками. Зимой развешивали кормушки для птиц, насыпали корм. Это помогало детям почувствовать, как тяжело птицам без пищи зимой.
Так как для детей очень важно их ближайшее окружение, большая работа проводится по ознакомлению детей с микрорайоном (д/сад, улица, магазин, библиотека, школа) –беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, ролевые, дидактические, настольные игры .
Играя, дети учились выполнять правила поведения на улице и в общественных местах. В ходе знакомства с микрорайоном у детей расширились знания о профессиях людей, содержании и значимости их труда для жителей города, что в свою очередь, воспитывает у детей интерес и любовь к своему микрорайону, заботу о его красоте, чистоте. Все дети пожелали сделать что-то полезное, хорошее для себя, родных, людей.
Дети конструировали дома из строительного материала, рассказывая о своей постройке, приходили к выводу: что красивый, ухоженный дом – это отремонтированный дом, в котором чистые подъезды, квартиры, где люди заботятся о своём доме, не разрушают, не рисуют на стенах, не бросают мусор в подъездах и т.д.
При знакомстве детей с городским транспортом нашего города, проводятся беседы: “На чём можно приехать в наш город Холмск?”, “Транспорт на улицах города”, вводятся понятие “транспорт”. Расширяя словарь детей через дидактические игры: в игре “Что я вижу?” дети описывали виды транспорта по картинкам, раскладывая их на группы, объясняли, зачем нужен тот или иной вид транспорта в городе.
Эта работа воспитывает у детей чувство гордости за свой город, чувство приобщения к его достопримечательностям, чувства радости за то, что мы в нём живем, желание их сохранить, беречь, сделать краше (площади, парки), чище, любить свой город. В заключение, хочется сказать, что, знакомя детей с родным городом Холмск, родным краем, воспитывая у них чувства любви и восхищения своим городом, постепенно подводя детей к пониманию того, что наш город – частица Родины, создается та база, на которой в последствии человек будет строить свои отношения с миром и свою жизнь.
Осознавая позитивность и важность данной работы, стремимся:
- заложить в детские души любовь к родному городу и интерес к родному краю;
- развить эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю;
- воспитать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культуре, природе и умению ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Ознакомление детей с родной культурой»
Консультация для родителей«Ознакомление детей с родной культурой»...
Консультация для родителей "Знакомим детей с родным краем"
Презентация....
Консультация для родителей «Знакомим детей с родным краем»
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства- одна из задач воспитания в семье....
Консультация для родителей «Знакомим детей с родным краем»
Консультация для родителей«Знакомим детей с родным краем»...
Консультация для родителей "Знакомим детей с родным краем"
Ребенок вместе с родителями изучают историю своего родного края....
Консультация для родителей "Знакомим детей с родным краем"
Научить чувствовать красоту родной земли, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства- одна из задач воспитания в семье....
Консультация для родителей. Знакомим детей с родным краем
Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям...