Формирование полезных качеств характера
консультация по теме
Формирование полезных качеств характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_formiruyutsya_poleznye_kachestva_haraktera.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: « Формирование полезных качеств характера»
ГБОУ г. Москвы
"Школа № 2088 "Грайвороново"
группы №5
Власова А.В.
Когда формируются полезные качества характера
Родители обычно не задумываются, какие качества они воспитывают у своих детей. Они хотят, чтобы дети были послушными, дисциплинированными, умными и т. д. Но в жизни у ребенка бывают периоды, которые соответствуют развитию определенной черты характера.
Например, к 1,5—2 годам воспитываются такие качества, как доброта и самостоятельность. Это время, когда у ребенка появляется «самость» и ощущение собственного «я», тогда ему хочется все делать самому. И все, что находится кругом, приобретает для ребенка смысл личной собственности. В этот период во время совместной игры дети бесцеремонно начинают отнимать друг у друга игрушки и даже драться из-за них. Часто можно видеть, как ребенок всеми силами держит, не хочет отдавать игрушку даже на одно мгновение, вцепившись в нее так, что даже взрослому не под силу забрать ее. Обычно это расстраивает матерей, хотя с точки зрения детской психологии это не должно их волновать. И если мой ребенок отнимал у кого-то игрушку, то я не допускал мысли, что он вырастет агрессивным ребенком или задирой. И наоборот, если ни за что не отдавал своей игрушки, то я был уверен, что он вырастет добрым. Дело в том, что в этом возрасте ребенок еще слишком мал для понимания того, что отбирать плохо, а считаться с другими — хорошо. Это приходит позднее. Если ребенок, отнимая что-то, проявляет агрессию или причиняет боль другому, тогда нужно принимать меры. Лучше всего увести его подальше и отвлечь внимание другим предметом, игрушкой, игрой - чем угодно.
Если у вашего ребенка наблюдается привычка отбирать игрушки у детей, можно помочь ему следующим образом. Пусть он играет с детьми постарше, которые сумеют за себя постоять. Тогда он сам определит характер взаимоотношений между детьми. Стыдить и заставлять в этом возрасте еще рано. Оказывая слишком сильное давление, наказывая за это, вы можете закрепить в характере черты агрессии или чувство вины, несправедливости и обиды. В этом случае ему покажется, что весь мир против него, включая родителей. Лучше проявить сострадание и оказать ему помощь в избрании стиля игры с другими детьми.
Обмен игрушками во время игры — стиль, дающий начало воспитания доброты. Например, если трое девочек играют, то надо сказать: пусть сначала Таня поиграет куклой Машей, потом Надя, потом Даша. Конечно, дети могут заспорить, кто первый играет, кто второй, кто третий. Важным моментом здесь является объяснение ребенку, что кукла дается на время игры. Можно придумать такую игру, которая давала бы возможность поиграть игрушкой всем по очереди. Если дети сели в круг, то можно катать машинку, передавая из рук в руки от одного ребенка к другому, где один ребенок грузит, другой разгружает и т. д.
Чрезвычайно важно научить ребенка делиться лакомствами с другими детьми. При воспитании у ребенка добрых чувств нужно чутко относиться к его состоянию и к вещам, которыми он дорожит. Нельзя трогать любимые игрушки или претендовать на единственную конфету, особенно когда ребенок голоден. Лучше выбирать нейтральные игрушки и лакомства, которых много.
Если ваш малыш не хочет расставаться со своей любимой игрушкой, — это естественно, ведь она — часть его «я».
Когда он научится любить других детей, он будет делиться, но это время придет через год-два. Если ваш ребенок не хочет отдать игрушку другому ребенку, пусть даже знакомому, не заставляйте его делать этого. Иначе весь мир для него станет примером насилия, в том числе и самый любимый человек - мама. Ни в коем случае не нужно настаивать. Все хотят отнять — и это только усилит желание ребенка не отдавать, не выпускать любимую игрушку из рук. Если вы будете к этому принуждать ребенка, то результат может быть совершенно противоположным. Вместо доброты могут появиться злость, агрессия, жадность. А родители могут думать: как же так, мы учили делиться, учили играть вместе, а получилось все наоборот?
Самостоятельность в характере развивается в определенное время. И лучше всего воспитывать это качество в тот период, когда ребенок начинает говорить «я сам».
Обычно он начинает так говорить, когда еще не может сделать того, на что претендует. Его внутреннее желание превышает его физиологические возможности. Именно в это время необходимо проявить чувство такта. С полным пониманием нужно помогать ребенку, но так, чтобы не отбить инициативу, чтобы ему казалось, что он делает все сам. Конечно, он тратит так много времени на то, что родители могут выполнить быстро, например, одеваясь, он долго застегивает пуговицы или завязывает шнурки. А родителям все время нужно, чтобы было быстрее, быстрее, быстрее. Поэтому они не предоставляют детям возможности самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, делать уборку вместе с ними, нести свои вещи и т. д. Родителям некогда ждать, пока маленький «копуша» закончит надевать свои ботинки или штаны. Но именно в этот период у ребенка развивается та мера самостоятельности, которая останется на всю жизнь.
Когда ваш ребенок пойдет в школу, например в первый класс, вы будете просто удивляться, какой же он несамостоятельный, но воспитать это качество в семь лет будет гораздо труднее. Вообще воспитание детей после семи лет стоит под большим вопросом, если вы не заложили основы до трех-четырех лет. Самые характерные черты проявляются до четырех лет, и позднее их уже не исправить. Биологическая основа этого процесса объясняется в главе «Критический период». Потом вы можете просто удивляться и говорить: почему он у меня такой?..
Так получилось, что в семье моих родителей акцент в воспитании был сделан на самостоятельность, соответственно, в воспитании своих детей я больше обращал внимание именно на это качество. Старшая дочь в два года стала «большой», сразу после того, как родилась вторая дочь. Именно большой, а не старшей. Мы говорили ей: «Ты уже большая» — и просили что-нибудь сделать.
Помню, каждый выходной мы ездили к бабушке, а от вокзала до ее дома нужно было идти четыре километра. Обычно я шел нагруженный, дочь шагала сзади и иногда произносила: «Пап, я устала... Пап, я устала». А я ей отвечал: «Ты — большая, давай шагай». И весь путь мы проходили минут за сорок. Только осенью, когда было очень темно, я брал ее на плечи. Вот так наша старшая дочь стала большой и самостоятельной.
С тех пор этой проблемы нет, а когда она пошла в первый класс, ее не было и с учебой. Мы никогда не заставляли ее делать уроки. С первого класса она все делает сама. Самостоятельность развивается и в тех случаях, когда дети остаются дома одни. Так получилось, что мы своих детей стали оставлять дома одних, когда старшей дочери было пять лет, а младшей — три года. Старшая дочь смотрела за младшей и обычно кормила ее. Обед хранился под подушкой, чтобы не остывал, а все остальное — на столе.
В своих классических системах воспитания японцы и индейцы особое значение придают воспитанию самостоятельности. И мы считали, что это правильно.
У детей очень трудно воспитать такую черту характера, как терпение. Дети — существа неугомонные, и от наших слов, увы, терпение не появится. Здесь нужны особые приемы, игры, задания.
В своей педагогике я не уделял большого внимания вопросам, связанным со сдержанностью характера (терпеливостью). Но как-то я побывал на экскурсии в Доме-музее П.И. Чайковского в г. Воткинске. Меня удивил пример воспитания детей в семье Петра Ильича, о котором рассказали экскурсоводы. Оказывается, в доме Чайковских, чтобы вырастить детей усердными и терпеливыми, использовали спутанную пряжу. Мать Петра Ильича давала ее своим детям, и они вечерами, за чтением и разговорами, сидели и распутывали нити. Возможно, при этом формируются еще такие качества, как выдержка, усидчивость, воля, потому что детям приходилось делать работу, которая требовала большого терпения. Сегодня терпение детей можно развить с помощью множества настольных игр, но проблема в том, что во многих настольных играх присутствует азарт. Желательно использовать игры, в которых он отсутствует. Я думаю, что терпение хорошо проявляется в спокойных и кропотливых занятиях по вышиванию, вязанию, шитью и при изготовлении фенечек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа по формированию положительных качеств личности детей через ознакомление с профессиями
Представлено содержание и результативность проводимой коррекционной работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых работающих в детском саду....
семинар для воспитателей: "Уроки здоровья, воспитание полезных качеств и приобретение привычек для сохранения здоровья"
Основная задача ДОУ - охрана жизни, психического и психологического здоровья детей. Охрана жизни - это создание безопасных условий пребывания ребенка в детском саду. Психическое здоровье - не только о...
Формирование интегративных качеств выпускника ДОУ как условия качества образования детей дошкольного возраста .
Формирование интегративных качеств выпускника ДОУ как условия качества образования детей дошкольного возраста . Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактическ...
Статья. 7 полезных качеств для воспитания ребенка-чемпиона.
7 полезных качеств для воспитания ребенка-чемпиона. Как узнать, сможет ли ваш ребенок стать чемпионом? О чем говорить со спортивным ребенком? На развитие каких качеств следует...
Консультация для родителей «Формирование русского национального характера»
Консультация для родителей«Формирование русского национального характера»...
Как воспитывать у ребенка положительные качества характера
Рекомендательная статья о воспитании детей. О том как эмоциональный контакт и личный пример неотъемлемым образом влияют на формирование положительных качеств характера у ребенка и закладывают фундамен...
Памятка для родителей средней группы «Чем можно помочь ребенку? Какие же умения и качества характера необходимо развить ребенку, чтобы он с легкостью приобретал друзей?»
laquo;Чем можно помочь ребенку? Какие же умения и качества характера необходимо развить ребенку, чтобы он с легкостью приобретал друзей?»...