Консультация для родителей на тему: «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности».
консультация

Резанова Татьяна Анатольевна

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребёнка 3-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности.  Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается  сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает её с уже известной, анализирует, запоминает. Умственное и психическое развитие ребёнка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  

КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                  г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                             тел.: 8(49624)2-35-95                                                                                                                             fediukina.nadejda2012@yandex.ru

      ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

Консультация

для родителей на тему:

«Формирование познавательного

 интереса детей  дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности».

                                           Подготовила и провела:

                                                           Резанова Татьяна Анатольевна

Апрель 2017 год.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребёнка 3-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности.  

Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается  сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает её с уже известной, анализирует, запоминает.

Умственное и психическое развитие ребёнка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.

Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира. Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:

а) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?

б) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?

в) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать…

Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша.

Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до двух лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребёнок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (обоняние, слух, осязание). К пяти годам у ребёнка накапливается довольно объёмный багаж знаний. Немаловажную роль в познавательной деятельности ребёнка играет овладение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять. Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Познавать новое малыш может везде: на прогулке, в общественном транспорте, в поликлинике. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребёнку. Например, по дороге в детский сад можно рассказывать увиденное. Спросите ребёнка: «Какой транспорт ты видишь?», «Посчитай, сколько машин белого цвета», «А что в природе бывает белым?».

Читая книги, очень важно разговаривать на тему услышанного ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Чем старше ребёнок, тем сложнее вопросы и задания ему под силу, и тем более сложные темы его интересуют.

 В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчёркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

 Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребёнка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:

•        Продолжать воспитывать у ребёнка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».

•        Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.

•        Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

•        Практически ознакомить ребёнка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).

•        Учить малыша выражать словами свои впечатления.

•        Обогащать впечатления ребёнка произведениями поэтического творчества и фольклора.

Игровые ситуации:

 «Разноцветные шарики»

Цель: Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

Материал: Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.

  Взрослый обращает внимание  на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зелёная, синяя, жёлтая и на своём листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребёнка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Лист становится разноцветным. Ребёнок запоминает названия каждой краски.  Затем ребёнок действует самостоятельно под руководством взрослого.  Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребёнок наносит красную краску на белый лист, взрослый показывает приём размывания краски. Ребёнок закрашивает весь листочек. Обращается его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом.  Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, их можно вложить в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с тёмной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.

«Волшебные краски»

Цель: Показать, как при смешивании трёх основных цветов получаются другие. Так, например, соединение жёлтого и синего даёт зелёный, красного и жёлтого - оранжевый; красного и синего - Фиолетовый (сиреневый); красного и чёрного - коричневый и т.п. Материал: Гуашь, кисти, 4-5 пустых прозрачных стакана.

 Ребёнок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать; моет кисточку в стакане, таким образом, возникает цветная водичка. «Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике. Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и предлагает малышу показать «фокус», наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет жёлтую воду. «Что у нас получилось? Какой цвет водички? - Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зелёный, коричневый цвета и т.д. Примечание. Основными считаются три цвета: красный, жёлтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие цвета) получают при соединении основных цветов с белилами. В конце игры рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал.

 «Цветные льдинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать ребёнку, как вода при охлаждении превращается в лёд (замёрзшую воду).

 Материал: Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках. Примечание. Данная деятельность может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в предыдущих двух играх.

Взрослый беседует с малышом о зиме, спрашивает о её признаках (снег, лёд, холодно). Подчёркивает, что на морозе вода превращается в лёд: «Мы сделаем с тобой льдинки». Расставляет формочки на столе. На глазах у ребёнка наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную. «Когда пойдём гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится». Во второй части экспериментальной деятельности используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, жёлтый, зелёный, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки. На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой. Когда придёт время гулять, взрослый в присутствии ребёнка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими ёлочку, дорожки или снеговика.

 «Найди колокольчик»

Цель: Научить  находить заданный предмет по слуховому восприятию.

Материал: Коробочки (3-4 шт.), в которые закладываются звучащие предметы, например, колокольчик, камешки, погремушка. Одна коробочка остаётся пустой.

 Взрослый показывает малышу закрытые коробочки, говорит, что в трёх коробочках лежат разные предметы, а в одной - ничего нет. Просит найти коробочку, в которой отсутствуют какие-либо предметы. Подсказывает, как это можно сделать: «Покрути коробочку, послушай: лежит там что-то?» Малыш находит коробочку, которая не издает звук. «Значит, она пустая», - поясняет взрослый. Во второй части занятия ребёнок по слуху определяет, что лежит, в какой коробочке: колокольчик звенит, погремушка гремит, а камешки стучат. Если малыш затрудняется, взрослый помогает. В последующем у ребёнка будет формироваться более тонкая дифференцировка на звуки. Малыш узнает, что содержимое коробочки можно определить по слуху. После экспериментирования игра с найденными предметами разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребёнка.

 «Солнечный зайчик»

Цель: Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на травке, дороге, воде.

Материал: Зеркало небольшого размера (7-10 см в диаметре)

Игра проводится в солнечный день в помещении или на улице. «Солнечным зайчиком»  называют луч от зеркальной поверхности, предлагается малышам посмотреть как зайчик «бегает» по травке (на улице), как играет в прятки (в комнате). Игра разворачивается ситуативно по желанию детей: они могут просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, и попросить самим поиграть с зеркальцем; малыш хочет поймать солнечного зайчика и пытается его взять в руки; взрослый и ребенок делают «солнечных зайчиков» одновременно каждый своим зеркальцем: один зайчик «догоняет» другого т.п.

«Где ночует солнышко?»

Цель: Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно.

 Утром, в солнечный денёк взрослый предлагает детям «поздороваться» с солнышком и предлагает протянуть солнышку ладошки: «Здравствуй, здравствуй, солнышко!

А теперь с солнышком поздороваются  игрушки: и Заика, и Мишка, и кукла Настя, и все-все наши любимые друзья, все говорят: «Здравствуй, Солнышко!». В течение дня, если у детей сохраняется интерес к наблюдению, взрослый обращает его внимание на то, что солнышко уже не там, где было; солнышко «гуляет». Вечером взрослый показывает закат солнца и говорит: солнышко уходит, «садится», прячется за горизонт, уходит «спать», отдыхать. «Видишь, совсем в другой стороне, можно наблюдать его в противоположное окошко (с западной стороны). «Скажем Солнышку: «До завтра». Мы утром опять будем встречать Солнышко!» - поясняет взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

Материал раскрывает методы работы с детьми раннего возраста в совместной со взрослым познавательно-исследовательской деятельности...

Тема: «Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и свидетельствуют о необходимости выхода экологического воспитания на ...

Консультация для воспитателей детского сада на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности".

Данный материал поможет воспитателям детских садов  организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию познавательного интереса. В данной публикации описаны психологически...

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.

«Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах»....

Буклет Консультация для педагогов и родителей на тему: "Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры"

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Для расширения и активизации словаря в пе...