Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения
консультация (средняя группа) на тему

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Так как насколько ребенок правильно выполняет упражнения артикуляционной гимнастики, настолько быстрее можем скорректировать звукопроизношение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikul_gimnastika-osnova_pravilnogo_zvukoproiznosheniya.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

В своей работе артикуляционной гимнастике уделяю много внимания. Потому что она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Так как насколько ребенок правильно выполняет упражнения артикуляционной гимнастики, настолько быстрее можем скорректировать звукопроизношение.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы: «Что делают губы?

« Что делает язычок? Сначала выполнять медленно,  затем темп можно увеличить. Движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

 Так как  у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация ,это снижает детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений, поэтому необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.

Использую различные игровые приемы:

  1. Артикуляционная гимнастика с логопедическим бегемотиком- это игрушка с раскрывающимся ртом, у которого четко выделены артикуляционные органы: губы, зубы, язык. Надев игрушку на руку, можно «управлять» языком и нижней челюстью. Игрушка позволяет создать эмоционально-положительный фон, при этом наглядно демонстрируя основные артикуляционные упражнения.
  2. Интересные картинки, сопровождаемые простыми и понятными двустишиями:
  3. Компютерные презентации
  4. Предлагаю отправится в путешествие по различным артикуляционным сказкам.

В дополнение к общепринятым упражнениям, я предлагаю нетрадиционные:

-Упражнение с шариком (диаметр 2-3 см): веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

  • Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах веревке, языком вправо-влево
  • Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх( вниз шарик падает произвольно)
  • Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально
  • Язык-«чашечкой».Нужно поймать шарик в «чашечку».
  • Ловить шарик губами, с силой выталкивать, выплевывать его.

-Упражнение с ложкой:

  • Чайную ложку приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
  • Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз
  • Язык – лопаточка. Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
  • Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  • Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
  • Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно)
  • Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

-Упражнение для языка с водой:

  • Язык в форме чашечки с небольшим количеством воды, сока, чая, компота) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта
  • Язык-чашка с жидкостью перемещается в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот.

     - Упражнение с чупа – чупсом

  • Сжать чупа-чупс губами и попробовать удержать 5-10 сек.
  • Удеживая чупа-чупс губами, подвигать палочкой сначала сверху вниз, затем из стороны в сторону.
  • Сделать «чашечку», положить в чашечку чупа – чупс и попробовать удержать леденец только языком.
  • Прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
  • Двигать леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно.

Сначала при выполнении детьми упражнений артикуляционной гимнастики наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся более координированными.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – научиться говорить правильно, четко и красиво.

Рекомендуемая литература, которая будет отличным подспорьем в работе , сделает занятия интересными и веселыми:

  1. Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
  2. Коноваленко С.В. «Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики»
  3. Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика»
  4. Косинова Е.М. «Гимнастика для развития речи».
  5. Волошина И.А «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»
  6. Волошина И.А «Артикуляционная гимнастика для девочек»
  7. Воробьева Т.А, КрупенчукО.И.: «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика»
  8. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2". Авторы Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В., издательство "Гном".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов...

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения!

В презентации представлено описание комплекса артикуляционной гимнастики и подобраны рекомедации к проведению упражнений....

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.

Данная консультация поможет родителям освоить основные правила выполнения артикуляцинной гимнастики дома....

Буклет для родителей по теме: «Артикуляционная гимнастика -основа правильного звукопроизношения»

Буклет предназначен для родителей по развитию правильного звукопроизношения. Даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях...

Семинар - практикум для родителей «Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и  влияет на звукопроизношение, артикуляци...

Артикуляционная гимнастика –основа правильного звукопроизношения!

Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности движений ...

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...