Семинар - практикум для родителей «Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»
консультация по логопедии
Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_dlya_roditeley.rechevoe_dyhanie_i_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 501.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха
"Детский сад комбинированного вида №42 "Лукоморье"
Семинар - практикум для родителей
«Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика –
основа правильного звукопроизношения»
Выступление подготовила
Пономарева Т.В.
Балашиха г.
«Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика –
основа правильного звукопроизношения»
Речевое дыхание.
Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Развитие дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность. Также упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Увеличивается объем легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение, под действием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что естественно, способствует общему оздоровлению организма и улучшению самочувствия. Мотивируют интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Главная задача дыхательной гимнастики - выработать у ребенка интенсивный выдох достаточной продолжительности. Речевой вдох должен быть коротким, легким и бесшумным. Рекомендуется производить его через рот и нос одновременно, так как при речи нужное количество воздуха необходимо ввести в короткое время. Выдох должен быть легким, плавным, экономным, он должен осуществляться без излишнего мышечного напряжения.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Перед проведением гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
2. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. Во избежание головокружения повтор упражнения 3-4 раза. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному.
3. Не следует проводить упражнения после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
4. Выполнять упражнения необходимо в свободной одежде, которая не стесняет движения.
5. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
6. Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. 7. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
8. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.
9. Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
Для активизации выдоха и снятия явления его форсирования на занятиях рекомендуется применять следующие дыхательные упражнения: дутье в трубочку, на ватный шарик, бумажную полоску, обращая внимание на плавность выдоха и постепенное его удлинение; дуть на шарики разного диаметра из фольги, добиваясь короткого и направленного выдоха.
Для того чтобы сделать занятия веселее и заинтересовать ребенка, можно сделать своими руками замечательные игрушки для развития дыхания.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем -и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Основные правила гимнастики
Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
- во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
- никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
- если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
- задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
Виды упражнений
Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).
- Статические упражнения - «Лопатка», «Грибочек», «Хоботок».
При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.
- Динамические упражнения - «Часики», «Качели», «Где конфетка», «Лошадка».
Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.
«Вкусные» игры с пользой для речи
Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.
- Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
- Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
- Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
- Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
- Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
- Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов...
Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного прои...
Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения!
В презентации представлено описание комплекса артикуляционной гимнастики и подобраны рекомедации к проведению упражнений....
Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.
Данная консультация поможет родителям освоить основные правила выполнения артикуляцинной гимнастики дома....
Буклет для родителей по теме: «Артикуляционная гимнастика -основа правильного звукопроизношения»
Буклет предназначен для родителей по развитию правильного звукопроизношения. Даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях...
Артикуляционная гимнастика –основа правильного звукопроизношения!
Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности движений ...
Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...