"Детский сад - школа нравственности"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Ход собрания:
(Звучит спокойная музыка)
Добрый вечер, уважаемые родители, коллеги и гости. Мы рады видеть вас в этом уютном и светлом зале. Нашу встречу, мы начнем со стихотворения Е. Евтушенко «Сколько прелести есть в человеческих лицах»,
Сколько прелести есть в человеческих лицах.
Все смотрел бы на них и смотрел без конца,
Но в глухих городишках и в громких столицах
Вдруг на улице встретишь лицо подлеца.
И брезгливость, и ужас, почти не скрывая,
Отшатнешься, стараясь с дороги свернуть,
Но навеки запомнишь ухмылку кривую
И глаза, разбегающиеся, как ртуть.
Берегите лицо человеческое, несите
Сквозь года, и глаза молодые, и рты,
Словно с озера, с глади лица не спугните
Выражение детскости и чистоты.
А сейчас мы предлагаем вам просмотреть фильм «Жестокость»
(после просмотра выдерживается минутная пауза)
Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку, Путь человека труден-
Мало похож на сказку.
В жизни без ласки – знайте,
Слезы , дожди, озноба.
Детям и взрослым – знайте,
Ласка нужна - не злоба.
Корень теряет краски,
Если напиться нечем.
Как человек без ласки
Он опускает плечи.
Как скопидом монеты
Ласку не прячьте, люди.
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.
В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.
Семейные отношения значительно влияют на развитие личности ребенка. Он подражает отцу и матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка — матери. Ребенок стремится достигнуть со значимым для него членом семьи общего переживания в совместных семейных делах, научиться действовать, как родители.
У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый человек с твердым характером.
Он любит и уважает жену и как женщину, и как мать; благороден, предупредителен, чувствует ответственность за создание семьи, воспитание детей, проявляет разумную требовательность к ним; помогает жене по хозяйству; постоянно стремится к самосовершенствованию.
У дочери на примере мамы формируется представление о том, какой должна быть женщина: нежной, мягкой и заботливой.
Нравственное воспитание – это сложный процесс, в основе которого лежит развитие чувств. Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют взрослого человека и которые способны вдохновить его на благородные поступки. Эти качества не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием семейных традиций и ценностей.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом, как отмечают российские и зарубежные педагоги, философы и психологи, играет семья.
А сейчас мы предлагаем вам прослушать философские мнения наших воспитанников. Какими же глазами они смотрят на доброту, и какими людьми мечтают быть?
(Прослушивание аудио записи детских ответов на вопросы:
- Каким ты хочешь быть человеком?
- На кого ты хочешь быть похож (а)?
- Что такое доброта?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?
Уважаемые родители, на базе других детских садов и в стенах нашего ОУ было проведено анкетирование, которое затронуло вопросы воспитания детей в семье.
Черствость , жестокость и злость проявляются именно утех детей, в чьих маленьких ячейках нет сострадания , поддержки, любви, понимания.
А сейчас мы предлагаем вам ознакомиться с результатами этого анкетирования.
(Слайд)
Дорогие друзья, семья является чистым и светлым родником, из которого пьет малыш, и давайте все вместе стремиться, чтобы этот родник не оказался мутным от недостатка любви, внимания и заботы.
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными? Как своевременно поставить заслон жестокости, черствости и злобе? Об этом сейчас и пойдет разговор на нашей встрече.
Предлагаем Вам познакомиться с памятками, которые лежат на столах.
С чем согласны?
С чем не согласны?
Что хотели бы дополнить?
Памятка для родителей по воспитанию детей.
Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.
Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.
Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности.
Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.
Памятка остается Вам в подарок.
Вы обратили внимание, что в зале находятся 3 стола. Каждый стол обозначает участника образовательного процесса. Как вы думаете, кто (это ) является участниками образовательного процесса?(ответы родителей) ДА, вы будете представлять интересы родителей, педагогов и детей. Сейчас предлагается ряд ситуаций, выход из которых вы будете представлять соответственно со стороны родителя, педагога и ребенка.
Ситуация первая.
В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.
Вопросы:
Как дальше будет развиваться ситуация?
Кто должен уступить место?
Как вы учите вести своих детей в транспорте?
Ситуация вторая.
В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”
- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.
Вопросы:
В чем состоит педагогический просчет матери?
Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
Как вы поступили в таком случае?
Ситуация третья.
В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:
- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.
Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:
- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.
- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.
- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.
Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:
- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.
Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:
- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.
Вопросы:
Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
А как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, сочувствия и жалости.
(После обсуждения ситуаций, стихи читают дети: А. Барто: “Святая ложь”, «ОБИДА»
Художественная литература оказывает огромное влияние на воспитание нравственности как маленького ребенка, так и взрослого человека.
Воспитанник (Ребенок) подготовительной группы прочитает Вам стихотворение И. Токмаковой «Ссора».
Ты меня заобижала,
А скажи - зачем?
Леденец в руке зажала,
Я же все не съем!
Я просил совсем чуточек
Крошечку просил.
Я бы откусил . Ну и что ж,
Что он английский-
Этот леденей.
Был тебе я другом близким
Все. Теперь конец.
Ты меня заобижала.
Уходи, пора.
Лучше б кошка забежала
Просто со двора.
Молока бы ей из кружки
В блюдце б я налил.
О тебе, плохой подружке,
Сразу бы забыл.
(Ребенок) прочитает Вам стихотворение В. Азбукина «Утешение».
Меня с утра до вечера
Ругали все вокруг.
А пес ко мне доверчиво
Прижался- верный друг.
Вздохнул. И замер под рукой.
И не такой уж я плохой!
(Ребенок) прочитает Вам стихотворение
Веду: Да, сколько проблем у наших деток, все они глубоки и значимы для них. Кого-то обидели, с кем-то не поделились, а кого-то просто не заметили. И наша с вами задача помочь малышу найти выход из любой ситуации. Время неумолимо бежит вперед - год, два, а вот уже нашему малышу 6 лет. Жизненный океан наполнен радостью и болью, предательством и надежностью.
Какой багаж вы хотели бы дать ребенку, выпуская его в океан жизни. По-этому жизненному океану плыть до дерева мудрости набираясь житейского опыта. И каким будет этот океан - глубоким или мелким, бушующим или спокойным. Окажется ребенок один в лодке, плывя по океану жизни или вместе с вами? Будет ли эта лодка яркой, красивой или серой и унылой, перевернется она или будет победоносно плыть? Задача взрослых в этом жизненном океане научить ребенка добру, поддержке и взаимопомощи.
Ведущий раздает группам модель ребенка и рюкзака, в который они будут вписывать все то, что необходимо ребенку для преодоления жизненных препятствий.
(Затем каждая группа презентует свои работы). (Комментарий ведущего).
Берегите друг друга!
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте!
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
В этом стихотворении О. Высотская подчеркивает глубину и важность отношений между людьми. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы(слайды сказочных героев), не хотелось что бы это была Снежная королева или мачеха из сказки «Золушка». Ведь ни одни связи не помогут сделать ножку маленькой, а душу большой. Бормолей и Карабас - Барабас научат лишь лжи и жестокости. Не хотелось ,что бы это вошло в разум и сердце ребенка. Детей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево. (Видео фрагмент с фотографиями детей в детском саду под песню «Берегите своих детей»)
Дорогие родители, педагоги и гости мы предлагаем вам оставить отзывы и пожелания о сегодняшней встрече на «плодах» дерева мудрости. (Раздаются шаблоны разноцветных яблок для рефлексии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Детский сад - школа нравственности"
Нравственное воспитание дошкольников является одной из основнх задач как общества, так и ДОУ....
«Игра - школа нравственного поведения»
Цель: Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопр...
Консультация для воспитателей на тему" Игра - детская школа нравственности."
Консультация для молодых специалистов том,что воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность п...
Игра в жизни ребенка важный вид деятельности - это школа нравственного поведения.
Игра одна из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение.Наши дети растут более организованными и дисциплинированными....
Игра - школа нравственного воспитания
Игра в жизни ребёнка - важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действиям, к осмысливанию впечатлений, окружающей жизни....
Педагогика эссэ начальная школа: «Нравственное воспитание в детском саду».
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Ca...
Игра - детская школа нравственности
Консультация для молодых педагогов...