Консультация для родителей «Речевое развитие детей̆ 2-3 лет»
консультация на тему

Микляева Надежда Николаевна

Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития.  А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребенка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребенка. Речь помогает малышу регулировать свое поведение, оценивать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Составила Микляева Надежда Николаевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад №79 Приморского района г. Санкт - Петербург

Консультация для родителей «Речевое развитие детей̆ 2-3 лет»

«Чтобы научиться говорить, надо говорить»

Львов М.Р.

Речь является главным средством общения людей.
Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.

В дошкольном возрасте речь развивается в двух взаимосвязанных с собой̆ направлениях:

  • Речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
  • Речь становится основой̆ перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

А основными задачами речевого развития являются:

  • Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста.
  • Развитие у детей̆ коммуникативных способностей̆ (способности общаться).

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста

Развитие ребенка с задержкой̆

Ребенок не всегда понимает вопрос и не может выполнить простейшие просьбы взрослого

Наличие неврологических заболеваний

Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников

Были перенесены серьезные заболевания

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит

Признаки благополучного развития речи ребенка

  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит
  • Физическое развитие ребенка соответствует его возрасту
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам
  • Отсутствуют неврологические заболевания
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи:

  • разнообразные игры (игры - инсценировки, звукоподражательные игры, игры - потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);
  • игры – занятия с предметами и сюжетными картинками;
  • рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
  • разгадывание загадок;
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Игры – подражания с речевым сопровождением

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря – кря - кря!», «Кря – кря - кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га – га - га!», «Га – га - га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу – гу - гу!», «Гу -гу -гу!

Наши курочки в окно – «Ко - ко- ко!», «Ко – ко - ко!»,

А наш Петя - петушок рано - рано поутру

Нам споет «Ку – ка – ре - ку!»

Логоритмические игры с самомассажем

Во время игр с самомассажем взрослый читает стихотворение, сопровождая слова движениями, ребёнок повторяет.

«Капельки»

Дождик, дождик, веселей. (вытянуть руки ладонями вверх, подставив под «капли дождя»)

Капай, капай, не жалей! («кап-кап-кап»)

Брызни в поле пуще –

Станет травка гуще. (присесть на корточки и потрогать «травку»)

Только нас не замочи, (сидя на корточках, соединить руки над головой, закрываясь от дождя)

Зря в окошко не стучи! (погрозить пальчиком)

Дыхательные упражнения

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

«Паровозик».

Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Подуем на снежинку».

 Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку.

Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

Пальчиковые игры

Стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                              хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                              руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ляльки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, когда делаете уборку, готовите еду, собираетесь на прогулку, покупаете продукты и т.д. Каждый день читайте стихи, сказки, рассматривайте и обсуждайте картинки и больше играйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Речевое развитие детей в общении со сверстниками".

В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким - в семье...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"

Консультация для родителей  "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"....