Особенности воспитания современного ребёнка в кризис 3-х лет
консультация (младшая группа) на тему
Воспитание современного ребёнка, переживающего кризис 3-х лет, имеет свои особенности. В этой связи взрослый должен проявлять уважение к ребёнку как к личности, предоставлять ему в разумных пределах самостоятельность, учить ответственности за принятые им решения. Адекватное воспитание в данный кризисный период будет способствовать лучшему развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospitaniya_v_krizis_3_let.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА В
ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ
Возраст трех лет - рубеж, который преодолевает ребенок, чтобы стать дошкольником. Это важный и ответственный момент в его развитии. В этом возрасте ребенок довольно часто (хотя и не всегда) становится трудным и капризным.
Чаще всего это связано с тем, что он вступил в период кризиса - естественную фазу перестройки всей его психической жизни. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончится в 3,5-4 года.
Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах. Конечно, они могут происходить и в другие, «стабильные» периоды развития, но тогда это случается гораздо реже и с меньшей интенсивностью.
Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам».
Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам». Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
Он стремится к реализации себя в предметной деятельности, становится особо чувствительным к тому, как оценивают его результаты и его умелость окружающие, у него складывается чувство собственного достоинства. В этой связи родителям важно выработать правильную линию поведения, стать более гибкими, расширить права и обязанности ребенка.
Меняется мир - меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, а убивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают современных детей к бунту и, самое главное, старые методы воспитания перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми. Близкие взрослые становятся проблемой современных детей, т.к. мешают им развиваться.
Устрашение ограничивает естественное развитие ребенка. Крик на ребенка притупляет его способность слышать. Дети прислушиваются к родителям, когда взрослые прислушиваются к ним. Если взрослые постоянно что-либо требуют от ребенка, дети перестают их слышать, ребенок «отключается», как если бы включить музыку на всю громкость, то со временем нельзя будет разобрать слов песни, то же происходит и с детьми, а в это время взрослый теряет контроль.
В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный ребенок учится всему благодаря подражанию, а не страху. Так дети всегда запрограммированы на подражание родителям и близким взрослым. Мозг детей записывает картинки и затем повторяет то, что увидел. Так, если ребенок видит вокруг уважение, то он научиться уважать. Если ребенок видит насилие или производят это над ним, он будет делать то же с окружающими. Насилие научает ребенка в непонятной, сложной для него ситуации насилием достигать своей цели. Дети, подвергающиеся насилию, ненавидят либо себя, либо окружающий мир: мальчики становятся гиперактивными, с синдромом недостатка внимания; девочки - саморазрушительные тенденции, низкий аппетит, низкая самооценка.
Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы, от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать.
Необходимо во взаимодействии с ребенком стараться корректировать его поведение терпеливо, тихо и незаметно. Это большой и кропотливый труд, однако, стоит проявлять большую долю терпения. Потому, что именно кризис 3 лет является переломным для того, чтобы развить у ребенка самостоятельность, умение и стремление приспосабливаться к жизни, проявлять жизненную позицию, проявлять себя как личность.
Когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, необходимо найти выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.
Зачастую родители во взаимоотношении со своими детьми используют метод «кто кого переупрямит», тем самым, усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации. В этой ситуации не стоит пытаться самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы в любом случае не равны.
Кроме того, стоит разделять проявления негативизма и непослушание. При негативизме ребенок часто поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого.
Негативизм зачастую носит избирательный характер, т.е. ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, мамы, или папы. С остальными - он может быть послушным и покладистым. Взрослый может провоцировать негативизм всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!».
В связи с этим, родители не должны давить на ребенка, разговаривая в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций. Кроме того, необходимо отвлекать ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с предложением взрослого, забыв, что недавно возражал.
Развивающие занятия для ребенка трехлетнего возраста будут кстати, поэтому можно заняться совместно с ним в домашних условиях лепкой, рисованием или сборкой конструктора.
Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации. Такое же восприятие действительности и у трехлетнего малыша. Большинство негативных проявлений кризиса трех лет из описанного выше «семизвездия» - это результат того, что малыш не чувствует свободы в собственных решениях, действиях, поступках. Конечно, отпускать трехлетнего карапуза в «свободный полет» было бы безумием, но возможность самому принимать решения вы просто обязаны ему предоставить. Это позволит сформировать ребенку нужные в жизни качества, а вам - справиться с некоторыми негативными проявлениями кризиса трех лет.
При вспышках упрямства, гнева полезным может оказаться возможность «пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление». А привыкнув, он будет использовать эту возможность получить дополнительную «порцию» ласки и внимания. Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания.
Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой и самостоятельный. Возросшая самостоятельность - одна из особенностей кризиса трех лет. Кроха хочет все делать сам, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Научиться соотносить «могу» и «хочу» - это задача его развития на ближайшее время. И экспериментировать с этим он будет постоянно и в самых разных обстоятельствах. А родители своим участием в таких экспериментах могут реально помочь ребенку быстрее преодолеть кризис, сделать его менее болезненным и для самого малыша, и для всех окружающих. Это можно делать в игре. Именно ее великий психолог и знаток детского развития Эрик Эриксон сравнил с «безопасным островом», где малыш может «развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность». Игра с ее особыми правилами и нормами, отражающими социальные связи, позволяет малышу в «тепличных условиях» опробовать свои силы, приобрести необходимые навыки и увидеть границы своих возможностей.
Таким образом, воспитание современного ребенка, переживающего кризис трех лет, имеет свои особенности. В этой связи взрослый должен проявлять уважение к ребенку как к личности, предоставлять ему в разумных пределах самостоятельность, учить ответственности за принятые им решения. Адекватное воспитание в данный кризисный период будет способствовать лучшему развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушка, как средство воспитания современного ребёнка.
Статья о воспитании детей раннего возраста....
Особенности воспитания современных детей.
Как правильно воспитывать детей....
Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста.
Современное общество изменилось. Глобальные изменения затронули практически все области жизни, поэтому институт семьи, как социальная система, наиболее подверженная воздействиям окружающих ее социальн...
Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста
Все чаще мы слышим о детях" нового поколения", которые имеют выраженные особенности. Такие изменения изучают, отслеживают педагоги, психологи, специалисты помогающих професий, ученые. Вы про...
Особенности воспитания современных детей.
особенности воспитания современных детей . Доклад...
Духовно – нравственное воспитание современного ребёнка посредством театрализованной деятельности с учётом ФГОС
Много можно говорить о духовно - нравственном воспитании детей, в нашем современном мире, мире инновационных технологий дети стали меньше общаться между собой. Наши дети сейчас знают...
Психологические особенности воспитания современных детей
Психологические особенности воспитания современных детей«Основная задача взрослых помочь детям расти, развиваться и раскрыть их природный талант» «Счастливыми нас делают ...