"Задачи воспитания и обучения детей младшего возраста"
консультация на тему
Сообщение подготовлено для родительского собрания .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_roditelyam.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ
Сообщение для родителей
«Задачи воспитания и обучение детей
младшего возраста»
Выполнила:
воспитатель
Прокопович И. Г.
п.Мулымья
сентябрь 2017 г.
«Задачи воспитания и обучения в детском саду. Работаем по ФГОС»
В начале учебного года нами была разработана рабочая программа для детей младшего дошкольного возраста.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. От 20.07 2015) "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""
- Уставом ДОУ;
-Конвенция о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11 1989г. ;
- Конституцией РФ
- Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой. Москва Мозаика - Синтез 2014 год в соответствии с ФГОС.
Основные задачи программы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитие каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-
ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-
ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие
давления предметного обучения.
Данная рабочая программа:
Имеет развивающий характер;
Отражает интеграцию всех образовательных областей;
Реализует комплексный подход к воспитанию и обучению в детском саду;
Обеспечивает рациональную совместимость основных видов детской деятельности и позволяет педагогам развивать предусмотренные программой интегративные качества воспитанников.
«Такие взрослые трехлетки»
Знаете ли вы своего ребёнка? Конечно, ответит почти каждый родитель. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем.купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова.
Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.
Ребёнок пришёл в детский сад. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же как и все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести. Поэтому дома установка должна быть следующей: ребёнок - не главный в семье, а часть семьи.
В младшей группе мы столкнулись с такой проблемой в воспитании детей, как кризис трех лет. Она стала для нас актуальной и поэтому, мы сегодня решили вместе с вами обсудить эту проблему.
Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего детства возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты от ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Это означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Самостоятельная деятельность становится похожей на деятельность взрослых, ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, ребенок хочет действовать как они. Ребенок, отделяясь от взрослых, устанавливает с ними более глубокие отношения.
Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов:
Негативизм – неподчинение определенным требованиям;
Упрямство – настаивание на своем решении;
Строптивость – протест против порядков;
Своеволие – стремление к самостоятельности намерения, замысла;
Обесценивание взрослых;
Протест-бунт – который проявляется в частых ссорах с родителями, со взрослыми.
А сейчас мы хотим предложить способы коррекции симптоматики кризиса трех лет.
Во-первых – нужно так организовать деятельность детей, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.
Например, учим детей культурно-гигиеническим навыкам: мыть руки, умываться, предлагаем им делать это самостоятельно, а мы наблюдаем. Предложите ребенку самостоятельно убрать за собой посуду после еды.
В сюжетно-ролевой игре “Дом” ребенок сначала наблюдает за воспитателем (за вами, учится действовать с предметами, а затем мы предлагаем ему: “Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть”. Здесь используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность в одевании. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т. д.
Во-вторых, через игры-драматизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. “Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать). Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами”.
С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Или: “Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его”. Предлагаю “забросать” Бармалея мешочками с песком, комочками из ваты. Это может быть игрушка или картинка.
Можно проводить коррекцию негативных проявлений через лепку, т. к. это пластичный материал, затем можно слепить другого героя. “Давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая”.
Закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию. Для этого понадобиться большой листок с изображением отрицательного героя. “Закрась мишку, который сломал теремок”.
Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. “Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, т. к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша исчезла”. Обычно такие истории имеют обратную реакцию.
Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература:
Можно использовать серию стихов Г. Остера “Вредные советы”.
Никогда не мойте уши,
Шею, руки и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
И. Демьянов “Дразнилки”.
М. Зощенко “Глупая история”;
Русская народная песенка “Бабушкин козлик”;
Узбекская народная сказка “Упрямые козлики”.
Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения. Такого ребенка мы включаем в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх
Так как эта проблема очень сложная, одному воспитателю с ней не справиться. Нужна помощь родителей. Во время пребывания ребёнка в детском саду мы все (дети, педагоги и родители) составляем треугольник, во главе треугольника конечно же стоит ребёнок. Он познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего возраста появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.
Продолжает развиваться воображение. Дети сами могут придумать сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность к уважению со стороны взрослого.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Задачи воспитания и обучения.
- Формирование элементарных экологических представлений
Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку
Различать и называть некоторые растения
Называть времена года
Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе
- Развитие речи
Употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние(сердитый, печальный), этические качества(хитрый, добрый)
Выделять первый звук в слове
Рассказывать о содержании сюжетной картинки
- Формирование элементарных математических представлений
Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их особенности (цвет, форма, назначение)
Считать до 5
Сравнивать количество предметов
Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
Определять положение предметов в пространстве
Определять части суток
- Трудовое воспитание
Самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду
Самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой
Самостоятельно готовить к занятиям свое рабочее место, убирать материалы после занятия
- Чтение художественной литературы
Называть любимую сказку, прочитать понравившееся стихотворение, считалку
Рассматривать иллюстрированные издания детских книг
Драматизировать с помощью взрослого небольшие сказки
- Художественно-эстетическое воспитание
- Рисование
Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов
Рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции
Учить смешивать краски
- Лепка
Учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара
Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета
Учить приемам вдавливания середины шара
Познакомить с приемами использования стеки
- Аппликация
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивать изображения предметов
Как любить своего ребёнка
правило первое:
уметь слушать своего ребёнка всегда и везде не перебивая и не отмахиваясь от него проявляя терпение и такт.
правило второе:
уметь говорить проявляя мягкость и уважительность исключая назидательность, грубость и хамство.
правило третье:
наказывать не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка вселяя надежду на исправление.
правило четвёртое:
достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для подражания.
правило пятое:
признавать свои ошибки, просить прощение за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Как не надо себя вести с ребенком!
• Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
• Не надо говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет".
• Не подчёркивать свою силу и превосходство над ребенком.
В конце хотим сделать вывод, чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами: игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п. Давать больше возможности для самостоятельной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...
Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утверждены образовательные задачи, которые решаются на протяжении всего дошкольного возраста. В статье представлены задач...
Доклад на тему: «Цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста в логике индивидуализации образования».
Создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности является на сегодняшний день приоритетно...
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...
«Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО»
laquo;Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО»...
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...
Родительское собрание на тему: « Возрастные особенности детей 4-5 лет. Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста»
Родительское собрание на тему: « Возрастные особенности детей 4-5 лет. Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста»...