Памятка для родителей "Скоро в школу. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В памятке обобщены основные сведения о речевом развитии детей в подготовительной группе детского сада, даны краткие рекомендации-напоминания для родителей. Логопед может раздать памятки родителям при проведении семинара-практикума о речевой готовности детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skoro_v_shkolu_pamyatka.docx | 260.28 КБ |
Предварительный просмотр:
6-7 лет Звукопроизношение: ребенок умеет правильно произносить ВСЕ звуки и использует их в потоке речи. Фонематический анализ: дети способны узнавать звуки в словах, вычленять их, называть первый и последний звук, определять гласные и согласные звуки, делить слова на слоги. Словарный запас: дошкольники умеют различать родовые понятия, употребляют слова-обобщения (тарелка – это посуда), антонимы (высоко - низко, близкий - далекий), сравнения (голодный, как волк), чувства человека и свойства характера, начинают понимать слова с переносным значением (время ползет), и т.д. Грамматический строй: дети используют все типы предложений, употребляют причастные и деепричастные обороты. Ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями (ехать – ехают; в пальте). Связная речь: дети должны активно использовать диалог во время общения. Умеют связно высказываться при ответах на вопросы; составлять рассказы по картинкам. | Игры и упражнения. Словарный запас и грамматический строй у ребенка развиваются в бытовой речи, но некоторые навыки не сформируются самостоятельно, без помощи взрослых.
1.Эхо. Попросите ребенка повторять за вами слоги, как эхо. Используйте слоги с близкими по звучанию согласными звуками (ба-па-ба, ту-ду-ту, со-со-зо и т.д.) 2.Поймай звук. Предложите ребенку хлопать в ладоши – «ловить звук» (топать ногой, ударять по коленкам….) тогда, когда он услышит: - заданный звук в ряде других звуков (звук С – С, з, ш, С, ж, ц и т.д.) - слог с заданным звуком (звук С – СА, за, ша, СО, хо, СУ, УС, зо и т.д.) - слово с заданным звуком (звук С – СУМКА, заяц, КОСА, кошка, коза и т.д.) 3.Игры. - придумывайте по очереди с ребенком слова, каждое из которых начинается на последний звук в предыдущем слове (кошкА – АисТ – ТопоР – Рыба и т.д.) - предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком (что заканчивается на А?; что начинается на С?; в середине какого слова звук Т? и т.д.) - кто придумает больше слов на заданный звук? 4.Исправь слово. Взрослый придумывает предложения, намеренно изменяя | звук в одном из слов, ребенок должен дать правильный вариант (загорелся кошкин том; во дворе гуляет коса с козлятами и т.д.) 5.Начало, середина, конец. Взрослый просит ребенка определить, где в слове находится заданный звук (в середине, в начале, или в конце) 6.Назови звук. Ребенок должен определить, какой звук находится в начале слова, какой - в конце. 2.Связная речь: Читайте детям больше книг, так как многие сложные обороты дети усваивают из прочитанной им художественной литературы. Составляйте рассказы по одной картине или серии картин. Просите детей вспомнить и рассказать о событиях, которые произошли недавно; пересказать мультфильм или любимую сказку. Сами рассказывайте случаи из вашего детства – детям очень нравится узнавать, что у их родителей были такие же проблемы и мысли, как у них.
Некоторые родители считают главным показателем готовности к школе умение ребенка читать. На самом деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи ребенка. Если грамотно развивать устную речь, ребенок легко и как бы сам собой зачитает, избежав тех |
трудностей, которые обязательно возникнут при попытках обучить чтению неподготовленного ребенка. Тогда в школе необходимо будет его переучивать, а это чревато нервными срывами и стойкими ошибками при чтении и письме в будущем. Поэтому, уважаемые родители, не форсируйте процесс обучения чтению и письму! Обратите серьезное внимание на развитие навыков звукового анализа и синтеза, обогащайте словарный запас своего малыша, учите его связно и подробно рассказывать! Имея такой солидный фундамент, ваш ребенок в школе не растеряется, всему научится, тем более что любовь к умственному труду вы ему уже привили, играя с ним в различные развивающие игры. Если же родители вполне владеют методикой обучения чтению и видят, что их малыш прекрасно, без напряжения, справится с этим – задерживаться не стоит. Овладение чтением даст мощнейший толчок развитию мышления, памяти и всех сторон устной речи. | Подготовила учитель-логопед Трутнева С.А. | ГБОУ школа №1056 ДО №1 СКОРО В ШКОЛУ (ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...
"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алекс...
Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»
Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПЕДАГОГАРазвивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые произведения по мнемотаблицам.Знакомить детей с хар...
Памятка "Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
В данной памятке раскрываются особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста....