Памятка для родителей "Скоро в школу. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Трутнева Светлана Александровна

В памятке обобщены основные сведения о речевом развитии детей в подготовительной группе детского сада, даны краткие рекомендации-напоминания для родителей. Логопед может раздать памятки родителям при проведении семинара-практикума о речевой готовности детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu_pamyatka.docx260.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

6-7 лет

Звукопроизношение: ребенок умеет правильно произносить ВСЕ звуки и использует их в потоке речи.

Фонематический анализ: дети способны узнавать звуки в словах, вычленять их, называть первый и последний звук, определять гласные и согласные звуки, делить слова на слоги.

Словарный запас: дошкольники умеют различать родовые понятия, употребляют слова-обобщения (тарелка – это посуда), антонимы (высоко - низко, близкий - далекий), сравнения (голодный, как волк), чувства человека и свойства характера, начинают понимать слова с переносным значением (время ползет), и т.д.

Грамматический строй: дети используют все типы предложений, употребляют причастные и деепричастные обороты. Ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями (ехать – ехают; в пальте).

Связная речь: дети должны активно использовать диалог во время общения. Умеют связно высказываться при ответах на вопросы; составлять рассказы по картинкам.

Игры и упражнения.

Словарный запас и грамматический строй у ребенка развиваются в бытовой речи, но некоторые навыки не сформируются самостоятельно, без помощи взрослых.

  1. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа: 

1.Эхо. Попросите ребенка повторять за вами слоги, как эхо. Используйте слоги с близкими по звучанию согласными звуками (ба-па-ба, ту-ду-ту, со-со-зо и т.д.)

2.Поймай звук. Предложите ребенку хлопать в ладоши – «ловить звук» (топать ногой, ударять по коленкам….) тогда, когда он услышит:

- заданный звук в ряде других звуков (звук С – С, з, ш, С, ж, ц и т.д.)

- слог с заданным звуком (звук С – СА, за, ша, СО, хо, СУ, УС, зо и т.д.)

- слово с заданным звуком (звук С – СУМКА, заяц, КОСА, кошка, коза и т.д.)

3.Игры.

- придумывайте по очереди с ребенком слова, каждое из которых начинается на последний звук в предыдущем слове (кошкА – АисТ – ТопоР – Рыба и т.д.)

- предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком (что заканчивается на А?; что начинается на С?; в середине какого слова звук Т? и т.д.)

- кто придумает больше слов на заданный звук?

4.Исправь слово. Взрослый придумывает предложения, намеренно изменяя

звук в одном из слов, ребенок должен дать правильный вариант (загорелся кошкин том; во дворе гуляет коса с козлятами и т.д.)

5.Начало, середина, конец. Взрослый просит ребенка определить, где в слове находится заданный звук (в середине, в начале, или в конце)

6.Назови звук. Ребенок должен определить, какой звук находится в начале слова, какой  - в конце.

2.Связная речь: 

Читайте детям больше книг, так как многие сложные обороты дети усваивают из прочитанной им художественной литературы. Составляйте рассказы по одной картине или серии картин. Просите детей вспомнить и рассказать о событиях, которые произошли  недавно; пересказать мультфильм или любимую сказку. Сами рассказывайте случаи из вашего детства – детям очень нравится узнавать, что у их родителей были такие же проблемы и мысли, как у них.

  1. Письменная речь (чтение и письмо):

Некоторые родители считают главным показателем готовности к школе умение ребенка читать. На самом деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи ребенка. Если грамотно развивать устную речь, ребенок легко и как бы сам собой зачитает, избежав тех

 трудностей, которые обязательно возникнут при попытках обучить чтению неподготовленного ребенка. Тогда в школе необходимо будет его переучивать, а это чревато нервными срывами и стойкими ошибками при чтении и письме в будущем.

Поэтому, уважаемые родители, не форсируйте процесс обучения чтению и письму! Обратите серьезное внимание на развитие навыков звукового анализа и синтеза, обогащайте словарный запас своего малыша, учите его связно и подробно рассказывать!

Имея такой солидный фундамент, ваш ребенок в школе не растеряется, всему научится, тем более что любовь к умственному труду вы ему уже привили, играя с ним в различные развивающие игры.

Если же родители вполне владеют методикой обучения чтению и видят, что их малыш прекрасно, без напряжения, справится с этим – задерживаться не стоит. Овладение чтением даст мощнейший толчок развитию мышления, памяти и всех сторон устной речи.

Картинка 143 из 164259

Подготовила учитель-логопед Трутнева С.А.

ГБОУ школа №1056

ДО №1

СКОРО В ШКОЛУ

(ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

И РАЗВИТИЕ РЕЧИ)

Картинка 286 из 164259


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алекс...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПЕДАГОГАРазвивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей  понимать и рассказывать знакомые произведения по мнемотаблицам.Знакомить детей с хар...

Памятка "Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данной памятке раскрываются особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста....