Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников в процессе работы с автодидактическим мотериалом Марии Монтессори
консультация (старшая группа)

Мухина Елена Геннадьевна

 

       Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, идет обогащение памяти. Дети учатся видеть выделять проблемы, принимать и ставить цель. Решать проблему, анализировать, выдвигать гипотезы, предположения,  делать выводы. Знания, почерпанные не из книги, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.  Исследования представляют детям самим найти ответы на вопросы: Как? Почему? Зачем? Ребята получают большую радость,  удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувства удовлетворения от проделанной работы.  В процессе экспериментирования дети получают возможность почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. В статье представлено описание игр-эксперементов с использованием Маитериала Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_metod_obedinenii_moe.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников в процессе работы с автодидактическим материалом Марии Монтессори»

                                             

                                               Подготовила:

                                                                      воспитатель СП

                                                                     «детский сад № 18

                                                                      комбинированного вида»

                                                                      Мухина Елена Геннадьевна.                          

Будьте неустанны, разъясняя ребенку то, чего ранее он понять не мог — помогайте ребенку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

                                                                                                      Монтессори

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Не зря детей называют «почемучками».

Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Китайская пословица гласит:

                                                          - «Расскажи и я забуду,

покажи, и я запомню,

дай попробовать и я пойму».

        

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит. видит и делает сам.

Значимость для детей:

  • Формирование диалектического мышления, т.е. способности видеть разнообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, идет обогащение памяти. Дети учатся видеть выделять проблемы, принимать и ставить цель. Решать проблему. Анализировать, выдвигать гипотезы, предположения. Делать выводы.

        Знания, почерпанные не из книги, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Исследования представляют детям самим найти ответы на вопросы: Как? Почему? Зачем? Ребята получают большую радость,  удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувства удовлетворения от проделанной работы.

        В процессе экспериментирования дети получают возможность почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Несомненно, все знают великого итальянского педагога Марию Монтессори.

Сегодня я поделюсь опытом работы по эксперпментированию используя автодидактический материал Марии Морнтессори.  Монтессори - материалы считаются автодидактическими,  т.е. приспособлены как к совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и к самостоятельной работе его без участия взрослого.

         В исследовательском уголке могут быть:
• Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
• Детские халаты, фартуки;
• Схемы для проведения опытов;

В сборе и изготовлении материалов  активное участие принимают дети и родители.

Создали в группе мини-лабораторию. Вход пошли папины рубашки, из них нам мамы сшили белые халаты. Стаканчики из под йогуртов, из под мороженого. При таком подходе сам процесс оформления лаборатории имеет воспитательное значение (реализация лозунга) «Отходы – в доходы».

В группе используем Монтессори материал (кувшинчики, мерные стаканчики, пипетки и т.д.)

Проведение опытов, наблюдений помогает развивать у ребят познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!  

Наша группа работает с использованием элементов системы М. Монтессори, поэтому я широко использую большинство материалов в своей работе.

Вообще, Монтессори - материалы обладают огромным потенциалом, зачастую скрытым даже от педагогов. Во вторую половину дня группа используется как «лаборатория», оборудованная специальными пособиями позволяющими ребенку каждый день совершать открытия и предоставляющая огромные возможности для творчества. Так же в этой зоне юным исследователям можно провести множество опытов и экспериментов и узнать о свойствах воды, земли, зеркала, стекла, магнита и т. д. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

При выполнении опытов- эксперементов  педагоги, как и при работе с другим Монтессори-материалом, преследуют прямые и косвенные цели. Прямая цель - это та, которую ставит перед собой ребенок, выбрав этот материал: перелить воду из одного сосуда в другой. А косвенные цели продумывает  педагог, когда ставит новый материал на полку в классе. Это развитие  координации, самостоятельности, мелкой и крупной моторики и т.д.

Предлагаю вашему вниманию описание некоторых эксперементов с использованием материалов Монтессори.

Спокойная вода.

Материал: Чаша с водой.

Пряма цель: учиться контролировать движения своего тела, чтобы не нарушить покой воды.

Косвенная цель: познакомить воспитанника со свойствами воды.

Ребенок познает, что если он тронет стол, чашу или поверхность воды, то она начнет колыхаться. А если он будет сидеть тихо - вода будет находиться в состоянии покоя.

Цветы

Материал: Чаша с водой, цветная бумага, ножницы.

Пряма цель: узнать, что будет, если бумажный цветок опустить на воду.

Косвенная цель: познакомить ребенка с физическими явлениями (бумага в воде промокает и расправляется в местах сгиба), знакомство со свойствами воды (вода проникает в бумагу и разрушает ее при продолжительном воздействии).

Ребенок познает, что при намокании лепестки бумажных цветов начинают «раскрываться».

С детьми вырезаем из цветной бумаги цветок (диаметром примерно 6 см). Сложим лепестки внутрь бутона. Положим цветок на поверхность воды. Когда лепестки промокнут, цветок раскроется.

Вывод: Когда вода проникнет в бумажный цветок. Волокна бумаги набухают. При этом лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».

Переливание из одного сосуда в другой с помощью спринцовки.

Материал: поднос, две миски, в правой стороне вода (если ребенок правша, если левша, то емкость  с водой ставится слева), спринцовка, салфетка.

Пряма цель: перелить воду из одной емкости в другую.

Косвенная цель: развитие крупной моторики (ребенок несет поднос с материалом от полки до места, где он будет работать с ним), развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, анализ сложных движений (ребенку очень сложно перенести спринцовку полную воды от одной миски к другой, удерживая ее в руке и при этом, не нажав на нее), запоминание последовательности действий (ведь можно без лишних движений перенести опустошенную спринцовку в миску с водой и только тогда разжать руку, для набора новой порции воды), обучение работе со спринцовкой, знакомство со свойствами воды (вода имеет форму той емкости, в которой оно находится в данный момент, если потрясти спринцовку с водой, то можно услышать звук воды внутри. Пустая спринцовка не издает звука при тряске).

Задача воспитанника перелить всю воду из одной емкости в другую не пролив ее.

Упражнение с пипеткой.

Материал: пипетка, форма для льда белая (на несколько ячеек), прозрачный стаканчик с подкрашенной водой, салфетка.

Пряма цель: заполнение ячеек водой.

Косвенная цель: развитие мелкой моторики (точных движений), подготовка руки к письму (пинцетный захват), обучение работе с пипеткой, знакомство со свойствами воды (воду можно подкрашивать и делить на капли).

При выполнении этого упражнения ребенок учится набирать воду в пипетку и выжимать из пипетки определенное количество капель. Так как вода подкрашенная, капли отчетливо видны на белом фоне формы для льда. Когда воспитанник справился с распределением капель по всем ячейкам, он может собрать их пипеткой обратно в стаканчик.

Теплая и холодная вода

Задача:уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материалы: мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Описание: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук водастановится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Делают вывод: вода – добрый помощник человека

Пересыпание ложкой
Материал: две круглые пиалы на подносе, левая из них наполнена кукурузными зернами, горохом или рисом; между пиалами лежит ложечка. Пиалы должны иметь одинаковые размеры, форму и расцветку. Поднос также должен подходить по расцветке к пиалам.
Цели: прямая — ребенок учится пересылать зерна ложкой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.
Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как пересыпают зерна ложкой. Ты можешь взять этот поднос». Он указывает нужный поднос, стоящий на полке, и говорит: «Поднос носят так».
2. Ребенок самостоятельно берет поднос и ставит его на стол посередине. Учитель показывает рукой, куда именно нужно поставить поднос. Учитель садится справа, ребенок — слева.
3. Учитель говорит: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». Он берет ложечку левой рукой и ясно показывает ребенку, как ее держат за ручку средним, указательным и большим пальцами правой руки. В первый раз следует отдельно показать положение каждого пальца.
4. Большим и указательным пальцами левой руки учитель обхватывает левую от него пиалу вдоль ее края, поддерживая ее таким образом.
5. Учитель погружает ложку в зерна, зачерпывает их и некоторое время держит ложку горизонтально над пиалой и ждет, пока лишние зерна упадут в пиалу. Ложка не должна быть переполнена.
6. Учитель ведет руку с ложкой направо до тех пор, пока та не окажется над правой пиалой, делает короткую паузу и переворачивает ложку, так что зерна высыпаются из нее в пустую пиалу. При этом он поворачивает кисть руки. Ребенку слышен шум падающих зерен.
7. Предыдущие действия повторяются до тех пор, пока левая пиала не опустеет. Если в левой пиале осталось мало зерен, то ее можно слегка наклонить направо для удобства зачерпывания зерен.
8. Когда левая пиала опустеет, учитель откладывает ложку в сторону и осуществляет контроль ошибок. Он ставит сначала левую, затем правую пиалу позади подноса и внимательно осматривает поднос, проверяя, нет ли там просыпанных зерен. Он говорит ребенку: «Смотри: ни одного зерна не просыпалось. Поднос чистый».
9. Учитель ставит пустую пиалу справа, наполненную — слева, кладет ложку на поднос посередине (точно так же, как и в начале презентации) и предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.
Если ребенок при работе просыпает зерна на поднос, то корректура ошибок производится следующим образом: каждое зернышко берут большим и указательным пальцами правой руки (как пинцетом) и кладут обратно в наполненную пиалу.
^ Особый интерес: шум при пересыпании зерен; не просыпать зерна на поднос; вращение запястья правой руки.
Контроль ошибок: зерна просыпаны на поднос; в левой пиале остались зерна.
Упражнения: 1. Пересыпание зерен ложкой из большого сосуда в несколько маленьких одинаковых сосудов.
2. Пересыпание ложками различных форм и размеров.
3. Пересыпание различных зерен (различных видов круп).
4. Раскладывание салатов и т.д.
Расширение словарного запаса «ложка»,
 «поднос», названия зерен, «пересыпать» «наклонять».
Пересыпание зерен из одного кувшина в другой
Материал: на подносе стоят два небольших кувшина одинаковой форма типа молочника; поднос и кувшины имеют одинаковую расцветку. Ручки кувшинов должны быть не очень тонкими и достаточно крепкими, чтобы их было удобно держать. Ручка правого кувшина повернута направо, а левого - налево. Зерна кукурузы, риса, гороха.
Цели: прямая - ребенок учится пересыпать зерна из одного кувшина в другой; косвенная - анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к переливанию воды.

Презентация: 1. Учитель спрашивает ребенка: «Ты хочешь попробовать пересыпать зерна из одного кувшина в другой? Тогда можешь взять этот поднос и отнести его на стол». Он показывает, как берут поднос.
2. Ребенок относит поднос на стол. Учитель садится справа от него.
3. Учитель говорит: «Я покажу тебе, как пересыпают зерна, а потом попробуешь ты».
4. Учитель берет за ручку правого кувшина средним, указательным и большим пальцами правой руки. В первый раз следует показать положение каждого пальца отдельно. Указательным и средним пальцем левой руки учитель поддерживает кувшин спереди.
Примечание: если в вашем наборе ручка кувшина великовата для детских пальцев, то ее можно держать и другими способами. Прежде чем давать материал ребенку, обдумайте, какой из вариантов держания ручки будет удобным для ребенка.
5. Учитель приподнимает правый кувшин, медленно наклоняет его и пересыпает зерна в левый кувшин. При этом слышен шум падающих зерен. Учитель очень внимательно смотрит на пересыпаемые зерна. Запястье правой руки при этом поворачивается.
6. Когда правый кувшин опустеет, учитель обращает на это внимание ребенка, затем ставит его обратно на поднос.
7. Учитель проводит контроль ошибок. Он берет левый кувшин обеими руками и ставит его позади подноса так, чтобы ручка была направлена к учителю. Точно так же он поступает с правым кувшином.
8. Учитель внимательно осматривает поднос, проверяя, нет ли там просыпанных зерен. Он говорит ребенку: «Ни одного зерна не просыпалось. Поднос чистый».
9. Учитель берет полный кувшин и ставит его на поднос справа так, чтобы ручка кувшина была направлена вправо. Пустой кувшин ставится слева так, чтобы его ручка была направлена влево. Кувшины при этом поворачивают только в воздухе!
10. Учитель предлагает ребенку повторить упражнение. Если зерна просыпались на поднос, то каждое зерно берут большим и указательным пальцами правой руки и кладут в наполненный кувшин.
^ Особый интерес: шум падающих зерен.
Контроль ошибок: просыпанные на поднос зерна, в одном из кувшинов остались зерна.
Упражнения: 1. Пересыпание зерен из одного кувшина в несколько одинаковых небольших сосудов.
2. Пересыпание зерен из одного кувшина в другой обеими руками попеременно.
3. Пересыпание зерен из сосуда сложной формы (например, с сильно изогнутыми стенками, с узким горлышком и т.п.).
4. Пересыпание зерен через воронки различного размера. Расширение словарного запаса: «кувшин», названия различных зерен, «воронка», «пересыпать». Возраст: с
Переливание воды
Материал: поднос, два одинаковых кувшинчика с ручками: ручка правого кувшина направлена вправо, левого — влево; в правый кувшинчик налита вода; маленькая тряпочка или губка, легко впитывающая воду, которая лежит на подносе между двумя кувшинами. Весь набор должен быть выдержан в одном цвете.
Цели: прямая — учиться переливать воду из одного кувшина в другой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как переливают воду. Ты можешь взять этот поднос и поставить его на стол». Он показывает, как держат поднос.
2. Ребенок приносит поднос и ставит его на стол. Учитель садится справа, ребенок — слева. Учитель: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». ..
3. Учитель перекладывает тряпочку (губку) с подноса на стол. Средним, указательным и большим пальцами правой руки он берется за ручку правого кувшина; указательным и средним пальцем левой руки он придерживает кувшин спереди.
Примечание: если в вашем наборе ручка кувшина несколько велика для детских пальцев, то ее можно держать и другими способами. Прежде чем давать материал ребенку, обдумайте, какой из вариантов держания ручки будет удобным для ребенка.
4. Учитель приподнимает кувшин, медленно наклоняет его и медленно переливает воду в левый кувшин.
Когда вся вода перелита, учитель берет тряпочку (губку) левой рукой и ловит ею последнюю каплю. Он показывает ребенку мокрое пятнышко на тряпочке (губке).
Примечание: учитель может также дождаться, пока последняя капля сама упадет в наполненный кувшин.
6. Учитель показывает ребенку пустой кувшин и говорит: «Кувшин пустой». Он ставит пустой кувшин обратно на поднос.
7. Далее следует контроль ошибок. Учитель берет полный кувшин и ставит его позади подноса так, чтобы ручка была направлена к учителю.
Затем он берет пустой кувшин и ставит его также позади подноса так, что ручка направлена к учителю. Если это необходимо, перед тем как поставить кувшин на стол, учитель просушивает тряпочкой (губкой) его дно.
8. Учитель внимательно осматривает поднос и убеждается в том, что он сухой. Он говорит ребенку: «Смотри: поднос сухой». Если же на подносе имеются капли воды, учитель промокает их тряпочкой.
9. Учитель берет полный кувшин и ставит его на поднос справа так, что ручка его направлена вправо. Пустой кувшин он ставит на поднос слева так, что ручка его направлена влево. Вращение кувшина производится в воздухе, а не на подносе или столе. Тряпочку (губку) учитель кладет на поднос между кувшинами и предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.
Примечание: поначалу ребенок часто проливает слишком много воды. В этом случае тряпочка (губка) быстро оказывается мокрой. Ее не выжимают в кувшины! В подобных случаях лучше принести большую тряпку или губку и миску, в которую можно выжать воду, или же, если поднос достаточно глубокий, вылить воду из подноса в раковину умывальника, а затем обсушить поднос большой тряпкой.
^ Особый интерес: звук льющейся воды, последняя капля на тряпочке или губке, осушение капель на подносе.
Контроль ошибок: вода на подносе, перевернутый кувшин.
Упражнения: 1. Переливание воды при помощи сосудов разной формы и размеров.
2. Разливание воды из большого сосуда в несколько маленьких.
3. Наливание воды через воронки различного размера в сосуды различного размера и формы.
4. Переливание воды при помощи шприца.
5. Поливка цветов.
6. Наливание и переливание различных жидкостей, в том числе пенящихся (например, минеральной воды, лимонада), из разных сосудов.
Расширение словарного запаса: «кувшин», «чайник», «бутылка», «сосуд», «воронка», «чашка», «шприц», «лить», «наливать», «переливать» и тому подобные слова, включая названия жидкостей и сосудов.

Девиз Монтессори-педагогики: «Помоги мне это сделать самому» Мне кажется, что этот девиз должен стать девизом всех педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой

Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников» (из опыта работы)

Доклад из опыта работы: развитие познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников...

Творческая работа (обобщение педагогического опыта )"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте".

Обобщение педагогического опыта по теме:"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте"....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с автодидактическим материалом Марии Монтессори.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Каждый ответ педагога на детский вопр...

«Организация познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников» (из опыта работы)

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками в процессе проведения квест – игры»

В ходе организации квест-игр реализуются следующие задачи:- образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;-  развивающая – развитие интереса, творческих с...