Консультация для родителей на тему" Аденоиды и речевые нарушения у детей"
консультация на тему
Аденоиды - одна из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущая к тяжёлым нарушениям речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adenoidy_i_rechevye_narusheniya_u_detey.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Аденоиды и речевые нарушения у детей.
Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.
Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и не согретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.
В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие), являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.
Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание. В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и т.д.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка. В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.
Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии), а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.
Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок, амимичное выражение лица.
Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.
Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо- ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонирования, модулирования, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:
а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;
в) к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т ("мебель" = "небель", "Мила" = "мина", "мне" = "не", "Дина" = "Нина", "день" = "нень", "ладно" = "лано" и т.д.)
г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной акустической дисграфии.
Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела речевого анализатора:
1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;
2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их
произносительной дифференциации.
б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их
произносительной и слуховой дифференциации.
в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации
г) трудности, часто невозможность артикулирования сонорных звуков.
3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога "в").
Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха и общего недоразвития речи.
Консультацию подготовила учитель-логопед Беляева Э.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Виды речевых нарушений"
Описание основных видов речевых нарушений у дошкольников....
Консультации для родителей Факторы, способствующие возникновение речевых нарушений!
Консультации для родителей. Материал подобран с учетом возраста детей....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизношения».
Консультация для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизношения»....
Консультация для педагогов "Консультация «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Консультация «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»...
Консультация для родителей на тему: «Развиваем речевое дыхание у детей с нарушением речи».
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Поэтому предлагаю занимательные игровые задания, направленные на развитие речевого дыхания....
Консультация для родителей "Причины и виды речевых нарушений у детей".
Опираясь на свой почти двадцатилетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я хочу поговорить об актуальности проблемы развития речи ребёнка Д...
Консультация для родителей на тему: “Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи”.
Консультация для родителей...