«Развивающие пальчиковые игры для детей»
консультация на тему

 

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_palchikovye_igry.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развивающие пальчиковые игры для детей»

Участники: родители, дети, музыкальный руководитель.

Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня я хочу с вами поговорить о пальчиковых играх и их влияние на развитие речи.

Цель:

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.

Задачи:

- заинтересовать проблемой;

- приобщить к пальчиковым  играм  ребенка в условиях семьи;

- выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

План:

1. Значение и роль пальчиковых игр в развитии речи детей.

2. Мастер-класс для родителей  (показ правильного выполнения пальчиковых игр).

Ход собрания

I Информационная часть (с показом презентации)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.  

 «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

 В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Почему так происходит? Пальцы рук снабжены большим количеством нервных рецепторов. На кистях расположено множество акупунктурных точек (по этому указателю кисть не уступает уху и стопе), массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.

Ещё в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.  

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

 Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр

  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. То не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  9. При повторных проведения игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слово с движением.
  10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  11. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

II Практическая часть

В ДЕТСКИЙ САД

Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один,

Указательный – за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – ура!

В детский сад идти пара.

НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК

На двери висит замок.           (Руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог?      (стучим о коленку « замочком»)

Мы замочек повертели        (движения сцепленными руками в стороны)                

Мы замочек покрутили       (круговые движения сцепленными руками)

И открыли .                          (расцепляем «замочек» и разводим руки в стороны).

МОРКОВКА

Раз – морковка,                      (показываем правую ладошку)

Два – морковка,                     (показываем левую ладошку)

Урожай разделим ловко.      (хлопаем в ладоши)

Эту мы подарим мишке,       (загибаем поочерёдно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)

Эту серому зайчишке,          

Эту съест волчонок Федя,    

Не обидим и медведя.

А теперь ,дружок, давай – ка   (сжимаем и разжимаем пальчики).

Все морковки сосчитай – ка.

НОВЫЙ ГОД

-Здравствуй, Дедушка Мороз!                (ладонь поглаживает подбородок -  «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?                      (руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                                (хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                                  (вертим кистями.)

НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ

Праздник приближается,                 (поднимают руки вверх и, опуская вниз,

Ёлка наряжается.                              разводят в стороны.)

Мы развесили игрушки:                  (хлопки ладошками.)

Бусы, шарики, хлопушки.                (сжимают и разжимают пальчики.)

А здесь фонарики висят,                  (ручки вверху - «фонарики».)

Блеском радуют ребят.

III Заключительная часть

Решение родительского собрания:

Конечно, можно и даже нужно использовать все возможные способы развития мелкой моторики рук ребенка (игрушки, рисование, лепка и т.д.). Но пальчиковые игры обладают весомым преимуществом: ребенок осваивает их в процессе живого и эмоционально-насыщенного общения со взрослым. Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы помогаете его развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.

Благодарю всех за активное участие в проведении собрания и желаю успехов в воспитании детей.

                                                                                                                                                                                       

ПРИЛОЖЕНИЕ

 ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони, пальчики вместе - рубим капустку) 

Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой посыпают капустку) 
Мы капусту трём, трём,
(движения рук, сжатыми в кулачки-вперёд-назад) 
Мы капусту жмём, жмём
(кулачки сжимаем) 
Хороша капуста!

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

-С этим братцем щи варил,

-С этим братцем кашу ел,

-С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

ЧАСТИ ЛИЦА

Стенка, стенка

(потрогать щечки)

Потолок

(потрогать лобик)

Две ступеньки

(прошагать пальцами по губам)

Дзинь - звонок!

(нажать на носик)

СОРОКА-ВОРОНА

Сорока-ворона

(водим пальчиком по ладошке)

Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,

(загибаем по очереди пальчики с большого)

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,

Этому дала,
(остается мизинец)
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

ПАЛЬЧИКИ

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.

Показать ладошку  и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Р-р-р!"

Два быка: "Му-у!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК

На двери висит замок.           (Руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог?      (стучим о коленку « замочком»)

Мы замочек повертели        (движения сцепленными руками в стороны)                

Мы замочек покрутили       (круговые движения сцепленными руками)

И открыли .                          (расцепляем «замочек» и разводим руки в стороны).

ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ.

Мыли мылом ушки,

(изображаем, как мы моем ушки)

Мыли мылом ножки,

(изображаем, как мы моем ножки)

Ах, какие ладушки,

(ладошки поднимаем над головой)

Ладушки – ладошки.

(крутим ладошками над головой)

Наварили кашки,
Помешали ложкой,

(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)

Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки

(ладошки изображают домик над головой)

Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки

(ладошки ложатся спать под щеку)

Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ.

Ладушки-ладошки

Звонкие хлопушки,    (хлопки в ладоши)

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко.

Кашку варили,           (круговые движения указательным пальцем по

                                     ладошке)

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,      (угощаем правой рукой, ладошка кверху)

Кошечке давали.        (угощаем левой рукой)

Кулачки сложили,      (сделать кулачки и стучать друг об друга)

Кулачками били,

Тук-тук - тук - тук-тук,

Тук-тук-тук - тук-тук-тук.

Ладошки плясали,    (ручки вверху, «фонарики») 

Деток забавляли,

Ля-ля-ля-ля-ля,

ля-ля-ля-ля-ля-ля.

Ладошки устали,      (положить ручки под щёчку )

Ладошки поспали,

Баю-баю-баюшки,

Баюшки – баю.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиками большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать тоже самое левой рукой).

РУЧКИ

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок.

Разожми и на бочок.

Руки на коленочки, в кулачок,

Разожми и на бочок.

КОТЯТКИ

Все котятки мыли лапки.

Вот так! Вот так!

Мыли ушки. Мыли брюшки.

Вот так!  Вот так!

А потом они устали.

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали.

Вот так! Вот так!

(Имитируем все указанные в стихотворении движения).

КТО ИГРУШКИ РАЗБРОСАЛ

Кто с игрушками играл?             (грозят одним пальцем.)

Кто игрушки разбросал?

Куклу бросил под кровать          (сжимают и разжимают пальцы.)

И не хочет поднимать.

Мячик закатил под стол -            (соединяют кончики пальцев, имитируя мяч.)

Сам ко мне он не пришёл.           («шагают» пальцами по столу.)

Я игрушки собираю,                     (сжимают и разжимают пальцы.)

Больше их не разбросаю!              (хлопают в ладоши.)

МОРКОВКА

Раз – морковка,                      (показываем правую ладошку)

Два – морковка,                     (показываем левую ладошку)

Урожай разделим ловко.      (хлопаем в ладоши)

Эту мы подарим мишке,       (загибаем поочерёдно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)

Эту серому зайчишке,          

Эту съест волчонок Федя,    

Не обидим и медведя.

А теперь ,дружок, давай – ка   (сжимаем и разжимаем пальчики).

Все морковки сосчитай – ка.

ЗИМА

Снег ложится на дома,          (разводим руки в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.                    (руки «домиком».)

Тихо                                         (палец к губам) 

к нам идёт зима,                      («идём» указательным и средним

                                                   пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…                (Рука за ухом.)

НОВЫЙ ГОД

-Здравствуй, Дедушка Мороз!                (ладонь поглаживает подбородок -  «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?                      (руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                                (хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                                  (вертим кистями.)

НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ

Праздник приближается,                 (поднимают руки вверх и, опуская вниз,

Ёлка наряжается.                              разводят в стороны.)

Мы развесили игрушки:                  (хлопки ладошками.)

Бусы, шарики, хлопушки.                (сжимают и разжимают пальчики.)

А здесь фонарики висят,                  (ручки вверху - «фонарики».)

Блеском радуют ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развивающие пальчиковые игры для детей от 2 до 5 лет

1.Для чего нужны пальчиковые игры2.На какие рецепторы они влияют.3.Пальчиковые игры...

Проведение мастер-классов для родителей (Развивающие пальчиковые игры)

В данном кейсе собраны разнообразные материалы для занятий пальчиковым массажем...

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Развивающие пальчиковые игры

Развивающие пальчиковые игры (советы родителям)...

Мастер –класс «Развивающие пальчиковые игры на свежем воздухе»

laquo;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.  А. СухомлинскийПедагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА ВОЛШЕБНЫЕ «ГОНЗИКИ»

РАЗВИВАЮЩАЯ  МЕТОДИКА ДОСУГА: ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА ВОЛШЕБНЫЕ «ГОНЗИКИ»Гонзики, Гонзики - смешные существа,Гонзики, Гонзики - забавная братва! На игру «Веселые Гонзик...

Развивающие пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:Развитию мелкой моторики, а значит и речи;Развитию координации движений;Подготовке руки ...