Конструирование из строительного материала
консультация (старшая группа) на тему
Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditele1.docx_konstr.docx | 228.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Конструирование из строительного материала»
Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.
В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.
1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно, как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.
2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например, «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.
3. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.
4. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые «будут там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.
5. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.
6. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.
Вывод.
Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:
· мелкую моторику;
· пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;
· воображение;
· творческие способности;
· узнать много нового;
· совершенствовать элементарные технические умения;
· активизировать словарь.
Методические рекомендации
по организации работы с педагогами по легоконструированию
«Учимся вместе».
Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС № 71 «Радость»
Чепкасова Галина Николаевна
ЛЕГО конструкторы используются в работе по организации конструктивной деятельности уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе конструирования и с её огромными возможностями было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало инструкций, которые касались нескольких готовых моделей.
В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о лего - конструировании и робототехнике.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Естественные науки. Дети знакомятся с такими понятиями как энергия, сила, скорость, трение. Они учатся делать измерения, читать показания приборов, проводить опыты, высказывать предложения, собирать данные и описывать результаты.
Технология. Дети изучают шестерни, колёса, оси, рычаги и блоки: проектируют и конструируют модели и проводят их испытания, учатся принимать решения в соответствии с поставленной задачей, выбирать подходящие материалы, оценивать полученные результаты, пользоваться двухмерными чертежами в инструкциях для построения трехмерных моделей, приобретают навык слаженной работы в команде.
Математика. Дети осваивают стандартные и нестандартные способы измерения расстояния, времени и массы, а также чтение показаний измерительных приборов. Они учатся производить расчёты, обрабатывать данные, строить графики и принимать решения.
Обучение с Lego WeDo всегда состоит из 4 этапов обучения:
1. Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей ребёнок как бы «накладывает» новые знания на те, которыми он уже обладает, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Используйте эти анимации, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия. В «Рекомендациях учителю» к каждому занятию предлагаются и другие способы установления взаимосвязей.
2. Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.
3. Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции.
4. Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют детей на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
На занятиях дети могут работать как индивидуально, так и небольшими группами, или в командах – это зависит от доступного количества компьютеров и наборов WeDo. По завершении работы над проектами можно устроить выставку моделей.
Цель: познакомить педагогов с леготехнологией как одним из видов конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Новые возможности конструктивной - игровой деятельности с Лего.
Лего-элементы имеют довольно большие размеры и разнообразны по форме. Основные элементы Лего напоминают кирпичики разных размеров. Их можно различить числом кнопочек (клипс, специальных прочных приспособлений для скрепления, расположенных вертикально и горизонтально. Например, 22 (два в горизонтальном и два в вертикальном рядах, 24 и т. д. Эти и другие формочки, похожие на сапожок, шляпку, клювик, овалы с глазками, окрашены в яркие основные цвета и имеют кнопочки и скрепления с другими элементами. Кроме того наборы содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.
Вариантов скрепления лего-элементов между собой достаточно много. Например, два кирпичика 24 можно скрепить между собой 24 способами, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.
К сожалению, использование наборов лего при работе, особенно родителями, как правило, не имеющими необходимого опыта, ограничивается созданием построек зачастую без предварительного плана и обдумывания важнейших узловых моментов занятия. Это объясняется во многом тем, что создание методической базы использования лего значительно отстает от процесса создания конструкторов как таковых, что не дает использовать все возможности, заложенные в столь мощном инструменте, как Лего.
Лего-конструирование – это вид, моделирующий творческо-продуктивную деятельность. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будетпроигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
Диапазон использования лего с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей с нормальным психофизическим развитием, а так же с речевой патологией и умственно отсталых учеников довольно широк. Существует несколько направлений.
Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Еще В. В. Зеленский в классификации игр, приводя примеры конструктивных и деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку из лего, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые ее части, выступая в роли творца.
Объекты, смоделированные из деталей лего, могут быть еще направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей. Например, подарки для мамы на 8 Марта в виде поделок-украшений или игрушки-украшения на елку к Новому году и др.
Созданные постройки из лего можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки так далее, а так же имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. У ребенка появляется возможность создать своего колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.
Игры-театрализации, со созданными лего-персонажами очень нравятся детям с отклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
Лего-элементы используются так же в дидактических играх и упражнениях. На основе уже описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции.
Применение дидактических упражнений с использованием лего-элементов достаточно эффективно при проведении занятий (уроков) по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д. Например, на уроках математики возможно решение задач с помощью лего, использование лего при изучении состава числа, таблицы умножения, графические и математические диктанты, демонстрация ответов при устном счете, изучение геометрического материала, построение логических цепочек.
Для решения одной из очень важных задач начальной школы – развития речи – необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить не о чем-то абстрактном – это ребенку трудно – а о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. И материал, из которого ребенок может своими руками вместе с друзьями строить модель мира, является очень важной частью образовательной среды.
Лего, именно такой материал. Он действительно универсален: из лего можно и строить города, и создать театральную сцену – и на сцене каждому можно играть свою роль. При этом все, что ребенок строит, создает, конструирует, может быть и описано – как в идее текста, который он потом напишет в тетради или на компьютере, так и виде его собственной звучащей речи, когда он рассказывает, что происходит, или является участником непосредственного действия или действа.
Одна из основных проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Как часто наблюдается картина: вполне успешно занимаясь на математике математикой, на русском языке русским языком, ученик не может применять имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в рамках другой жизненной дисциплины. Идея сближения, интеграции перечисленных предметов положена в основу применения лего в учебном процессе.
Конструирование предметов из легодеталей — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Как показывает ряд исследований Л. П. Лурия, Н. Н. Поддьякова, А. Н. Давидчик, Л. А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям ребенка среднего возраста, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания и развития детей.
Конструирование формирует в детях самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца, развивает творчество, знакомит с формой, величиной, цветом, строением предметов. Конструктивная деятельность способствует развитию грамотной речи детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему нравится, что он хотел смастерить.
В практике ЛЕГО-технология интересна тем, что строясь на интегративных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с этим конструктором выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-конструкторы служат важнейшим средством развивающего обучения.
Консультация для родителей
ЛЕГО - развивающая и обучающая среда
Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Чем занимаются дошкольники в кружке по ЛЕГО-конструированию: играют или учатся? И каковы другие области применения ЛЕГО в дошкольной жизни? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.
Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося.
Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дошкольники учатся конструировать «шаг за шагом». Обучение «шаг за шагом» позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе, и позволяет ему перейти к следующему этапу в обучении. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к учению.
Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
История ЛЕГО ведёт своё начало с 1932 года. Сам знаменитый пластиковый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился только в 1947 году. И с тех пор элементы LEGO, во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом.
Занятия Лего-конструированием помогают детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. При создании постройки из Лего дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм и цветов и пропорций.
На занятиях по Лего-конструированию дети:
- получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;
- расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте;
- развивают мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- развивают пространственное воображение;
- развивают внимание, память, способность сосредоточиться;
- развивают творческие способности, эстетическое восприятие;
- развивают логическое и аналитическое мышление (умение мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое);
- занятия по Лего-конструированию учат детей работать в коллективе и находить совместное решение задач.
На занятиях дети знакомятся с основными видами конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иллюстрации построек по конструированию из строительного материала
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выпо...
Конструирование из строительного материала (презентация)
Конструированиеиз строительного материала...
Презентация для НОД конструирование из строительного материала
Использованеи презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....
Презентация для НОД конструирование из строительного материала
Использованее презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
развитие творческих способностей ребенка на занятиях по конструированию из строительного материала...
"Организация занятий по конструированию из строительного материала"
Консультация для воспитателей по теме: "Организация занятий по конструированию из строительного материала"...
"Организация занятий по конструированию из строительного материала"
Консультация для воспитателей по теме: "Организация занятий по конструированию из строительного материала"...