Беседа с родителями на тему: « Подготовка и облегчение адаптации ребенка к поступлению в ДОУ»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Павлова Анна Викторовна

Поступление ребенка в детский сад сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda-adaptatsiya.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –

детский сад № 45 «Колосок»

Беседа с родителями

на тему: « Подготовка и облегчение адаптации ребенка

к поступлению в ДОУ»

Составила и провела

инструктор по физической культуре

Денисенко Анна Викторовна

г. Подольск

2017 год

Поступление ребенка в детский сад сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям.

Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа – начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет.

Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях. 

Рекомендуется родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на «работу», помогая им.

Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать ребенку книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад.  Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность.

        Облегчить ребенку вхождение в новые условия жизни – задача вполне посильная. Дома нужно создать такие условия, которые были бы максимально приближены к среде дошкольного учреждения.

Ребенок должен привыкнуть к режиму, т.е. спать, есть, гулять в те часы, которые приняты в соответствующей возрастной группе детского сада.

Приучите ребенка вставать хотя бы за час до того времени, в которое ему нужно будет в дальнейшем выходить из дома утром. Попытайтесь смоделировать ситуацию «тихого часа». Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто спокойно лежать в постели.

Вы должны постепенного и заблаговременного переводить ребенка на режим дня, аналогичный режиму ДОУ, ввести в рацион питания блюда и продукты, используемые в детском саду.  Постарайтесь максимально приблизить меню ребенка к  детсадовскому, устраните перекусы. Подпишите  все предметы одежды, которую ребенок будет носить в саду.

Объясните ему, что в детский сад надо брать только те игрушки, которыми он готов поделиться с другими детьми. Ребенка надо приучать самостоятельно играть с игрушками.

Очень мешает нормальной адаптации наличие таких привычек, как потребность в укачивании, сосании пустышки и др.

        Большое внимание уделите своевременному формированию навыков самообслуживания. В 2,5 года ребенок должен уметь самостоятельно пить из кружки, есть ложкой из тарелки, проситься на горшок.

Вашему ребенку будет гораздо легче адаптироваться к детскому саду, если он заранее освоит полезные бытовые навыки. В первую очередь стоит научить его самостоятельно мыть руки с мылом и вытирать их насухо. Обычно трехлетний малыш гордится, что уже умеет все это делать, а родителям нужно только поддерживать в нем это чувство.

Постарайтесь, чтобы самостоятельность доставляла ребенку удовольствие. Учите его самостоятельно одеваться, убирать игрушки, застилать кровать, пользоваться столовыми приборами.

        Когда вы отдаете ребенка в дошкольное учреждение, говорите ему об этом так, словно это самая естественная вещь на свете, и альтернативы ей нет.

Помните, что дети чутко улавливают ваше настроение. Иногда они плачут и боятся детского сада только потому, что мама сама нервничает. Поэтому прежде всего сами будьте спокойны и уверены в том, что все будет хорошо.

Постепенно подготавливайте ребенка к изменениям, которые произойдут в его жизни. Расскажите ему, что такое детский сад и зачем его посещают дети. Объясните, что сад для ребенка – это показатель взросления, так принято: взрослые ходят на работу, а дети – в садик. Постарайтесь заинтересовать малыша происходящим в детском саду. Расскажите, что у него появятся новые друзья, интересные занятия; о том, что там много игрушек.

 Заранее познакомьте будущего воспитанника с детским садом. Каждый раз, проходя мимо его здания, обращайте на него внимание ребенка.

        Постарайтесь воспитать у ребенка доброжелательное отношение к людям, сверстникам и взрослым. Обратите внимание на то, как ребенок играет с другими детьми.

Научите его подходить к группам играющих детей, здороваться с ними, знакомиться, просить принять его в игру. Постарайтесь не вмешиваться в его общение с другими детьми. Ребенок должен уметь выражать свои чувства. Возникновение отрицательных эмоций в ходе общения неизбежно, но они не должны проявляться в форме враждебного поведения или припадков гнева.

Для нормальной социальной адаптации важно быть не агрессивным, но уметь постоять за себя.

        Для успешной адаптации ребенку необходимы и адекватные контакты со взрослыми людьми: умение попросить и принять помощь от них. Кроме того, очень важно, чтобы ребенок слушал и выполнял просьбы взрослых.

        Детям всех возрастов, впервые поступающим в ДОУ, рекомендуется укороченное время пребывания в нем. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к коллективу, в первое время приводите его в сад не весь день, а на несколько часов. По мере адаптации к новым условиям можно постепенно увеличивать время его пребывания в группе.

        Почти все дети плачут по утрам в первые дни посещения детского сада. И это нормально. Наоборот, было бы странно, если бы ребенок с радостью ушел бы от мамы в абсолютно неизвестное, новое для него место. Своим криком малыш показывает, что он вас любит и не хочет с вами расставаться.

Особенно сильно это проявляется у детей, которые практически все время проводят только с мамами. За несколько недель до поступления в ДОУ оставляйте малыша с бабушкой или с другими родственниками. Покажите ему, что вы всегда возвращаетесь в условленное время, как и обещали.

Приведя ребенка в детский сад, не затягивайте прощание, мягко отстранитесь от него и сразу уходите, не оглядывайтесь и не стойте часами под окнами. Не уходите незаметно. Если малыш не увидел, как вы ушли, то на следующий день он будет больше волноваться и не отпускать вас.

Спросите у воспитателей, что происходит после вашего ухода. Если ребенок плачет только при вас, а затем быстро успокаивается – все нормально. Некоторые дети меньше беспокоятся, если их отводит в сад не мама, а папа или кто-нибудь из родственников.

        Не старайтесь форсировать события. Воспитатели подскажут вам, когда ребенка уже можно оставить на более длительное время или даже на полный день.

        Обязательно предупредите воспитателей о привычках вашего ребенка, об особенностях характера. Утром, приводя малыша в сад, поставьте в известность персонал группы об изменениях в его поведении и состоянии.

        Не критикуйте воспитателя и не спорьте с ним в присутствии детей. Не ходите жаловаться к заведующей, прежде чем обсудите проблему с воспитателем. Не обсуждайте персонал ДОУ при ребенке.

        Перед тем как забрать малыша домой, расспросите воспитателей о том, как ребенок себя вел, прислушайтесь к их рекомендациям.

        Забирая ребенка из детского сада, расспросите его о прошедшем дне, приласкайте и похвалите за успехи.

Создавайте дома щадящий режим, больше времени проводите с малышом, гуляйте, играйте с ним в тихие игры. Исключите лишние раздражители: по возможности не включайте телевизор.

        В период привыкания ребенка к дошкольному учреждению не следует ходить с ним в гости, в кино или театр, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему малыша. В адаптационный период он может становиться раздражительным, особенно требовательным к вниманию взрослых.

Спокойное, ласковое, бережное отношение к ребенку поможет ему справиться с эмоциональным дискомфортом, вызванным пребыванием в новой обстановке. Запаситесь терпением. Некоторые дети привыкают к саду быстро, другим нужно несколько недель.

        Состоянием адаптированности можно считать комплекс признаков, включающий адекватное поведение, спокойный глубокий сон, хороший аппетит, речевую активность, установление положительных контактов со взрослыми и детьми.

        Процесс привыкания к детскому коллективу в среднем длится около месяца. В это время матери рекомендуется быть дома (или кому-либо из близких взять на этот период отпуск). Когда ребенок привыкнет к условиям детского сада, мама сможет спокойно выйти на работу.

Памятка для родителей ребёнка, поступающего в ДОУ.

1. Убедитесь с собственной уверенности, что дошкольное учреждение Вам необходимо.

2. Настройтесь на то, что ребенка придется приучить к посещению садика при любых обстоятельствах.

3. Объясните ребенку, почему ему необходимо посещать детский сад.

4. Не поддавайтесь на капризы ребенка по поводу детского сада.

5. По возможности в ДОУ ребенка лучше приводить тому из родителей, с кем он легче расстается.

6. Если ребенок не хочет идти в ДОУ, выясните причину.

7. Используйте  режим дня в ДОУ, соблюдая его дома.

8. Говорите с ребенком о трудностях в детском саду, чего он боится, учите находить выход из любых ситуаций.

9. Не пугайте ребенка детским садиком.

10. В период адаптации поддерживайте ребенка, встаньте на его место, постарайтесь понять его, проявляйте свою любовь, чаще обнимайте ребенка, но не позволяйте собой манипулировать.

11. Разговаривайте с воспитателями о прошедшем дне в садике.

12. Старайтесь выполнять рекомендации воспитателя по поводу воспитания Вашего малыша - это ускорит процесс адаптации.

13. При необходимости выработайте систему воспитания в ДОУ и дома.

14. Сообщайте обо всех особенностях развития ребенка при первом знакомстве.

15. Если адаптация проходит тяжело, обратитесь за консультацией к психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказки с движениями" как средство облегчения адаптации детей раннего возраста в детском саду

В данном файле содержится обобщение опыта работы с детьми раннего возраста, проходящими период адаптации в детском саду. Данный материал включает в себя описание способа применения доступных и хорошо ...

Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ»

Методическая разработка «Песочная игра» – как метод облегчения адаптации детей к условиям ДОУ представляет  собой картотеку игр, используемых в работе с детьми раннего воз...

Рекомендации родителям по облегчению адаптации в детском саду

Рекомендации родителям по облегчению адаптации в детском саду...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Подготовка детей к поступлению в детский сад»

К поступлению в дошкольное учреждение ребенка готовят с первого года жизни.Главная забота родителей и работников дошкольных учреждений, чтобы ребенок, посещал детский сад, не болел. В дошкольных учреж...

Игры для облегчения адаптации в детском саду

Адаптация к детскому саду является сложным периодом для ребенка. Данный матермал предназначен в помощь родителям для облегчение этого периода....

Консультация для родителей по облегчению адаптации «Мы идем в детский сад! Поможем друг другу!»

Итак, Вы приняли решение, что ваш ребёнок идёт в детский сад. Чтобы адаптация прошла успешно, очень важно заранее заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду. Несколько...