КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Фольклор - развитие маленького человечка».
консультация (подготовительная группа) на тему

Черных Наталья Романовна

 «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова, которое дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». К.Д.Ушинский.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный  процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать художественную литературу, а как его элемент - фольклор в воспитании и развитии детей.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

 

С их помощью можно развивать:

-фонематический слух

-грамматический строй речи

-звуковую культуру речи

-обогащать словарь.                                                                                                           

Такие педагоги и психологи прошлого, как К. Д. Ушинский,  А . П. Усова, считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.                                                                                                           Цель: использование произведений русского народного фольклора как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- создавать благоприятные условия для развития интереса детей к литературе и фольклору\

- знакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки;

- расширять словарный запас, формировать связную речь, развивать звуковую культуру речи посредством фольклора;

- формировать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;

- приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений;- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством фольклора.

Способы фиксации динамики детского развития: наблюдение познавательного развития детей дошкольного возраста по развитию речи, сформулированные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

 Ожидаемые результаты: главными итогами развития речи детей младшего дошкольного возраста должны стать следующие результаты:

-ребёнок имеет активный словарный запас ( не менее 1000-1200 слов);

-может повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;

-умеет отвечать на понятный вопрос взрослого;

-может поделиться информацией («Коля пришёл»), пожаловаться на неудобства ( замерз, устал) и действия сверстников (отнимает);

-умеет сопровождать речью игровые и бытовые действия

( «приборматывать»);

-может слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;

-умеет пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

-использует потешки в повседневной жизни, игре.

 

Методы и приемы работы:

- Заучивание потешек, прибауток, закличек, колыбельных песенок;

- Использование пословиц, загадок, поговорок;

- Использование русских народных песенок

- Проведение русских народных игр.

- Применение игрушек и изделий народных промыслов.

- Представления кукольного театра

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

- Принцип активности и посильной самостоятельности;

- Принцип познавательной активности;

- Принцип наглядности;

- Принцип поэтапности;

- Принцип вариативности.

В работе было выделено два направления:

- Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы.

- Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы я проводила по методике Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях:

Ладушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
(хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко.
(руки на колени…)

Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками "Водичка, водичка...", "Расти, коса..." и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.

Например, во время кормления кукол приговаривают:

“Умница, Катенька,

ешь кашку сладеньку”.

В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».

Результаты реализации раздела образовательной программы :

- С детьми 2 младшей группы было проведено диагностическое обследование в начале и в конце учебного года.

- В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная и др.).

- При помощи наблюдений я смогла определить уровень развития речи детей посредством фольклора.

- Диагностика проводилась по критериям познавательного развития детей дошкольного возраста по развитию речи, сформулированным в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Результаты диагностических исследований показали, что уровень речевой активности у детей повысился, речь детей стала яркой, выразительной, эмоциональной, заметно вырос словарный запас детей. Можно сделать вывод: русский фольклор оказывает огромное влияние на речь младших дошкольников.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ      на тему: «Фольклор - развитие маленького  человечка».

 

Подготовила воспитатель:

Черных Н. Р.

 «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова, которое дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». К.Д.Ушинский.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный  процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать художественную литературу, а как его элемент - фольклор в воспитании и развитии детей.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

С их помощью можно развивать:

-фонематический слух

-грамматический строй речи

-звуковую культуру речи

-обогащать словарь.                                                                                                           

Такие педагоги и психологи прошлого, как К. Д. Ушинский,  А . П. Усова, считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.                                                                                                           Цель: использование произведений русского народного фольклора как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- создавать благоприятные условия для развития интереса детей к литературе и фольклору\

- знакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки;

- расширять словарный запас, формировать связную речь, развивать звуковую культуру речи посредством фольклора;

- формировать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;

- приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений;- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством фольклора.

Способы фиксации динамики детского развития: наблюдение познавательного развития детей дошкольного возраста по развитию речи, сформулированные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

 Ожидаемые результаты: главными итогами развития речи детей младшего дошкольного возраста должны стать следующие результаты:

-ребёнок имеет активный словарный запас ( не менее 1000-1200 слов);

-может повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;

-умеет отвечать на понятный вопрос взрослого;

-может поделиться информацией («Коля пришёл»), пожаловаться на неудобства ( замерз, устал) и действия сверстников (отнимает);

-умеет сопровождать речью игровые и бытовые действия

( «приборматывать»);

-может слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;

-умеет пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

-использует потешки в повседневной жизни, игре.

Методы и приемы работы:

- Заучивание потешек, прибауток, закличек, колыбельных песенок;

- Использование пословиц, загадок, поговорок;

- Использование русских народных песенок

- Проведение русских народных игр.

- Применение игрушек и изделий народных промыслов.

- Представления кукольного театра

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

- Принцип активности и посильной самостоятельности;

- Принцип познавательной активности;

- Принцип наглядности;

- Принцип поэтапности;

- Принцип вариативности.

В работе было выделено два направления:

- Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы.

- Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы я проводила по методике Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях:

Ладушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
(хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко.
(руки на колени…)

Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками "Водичка, водичка...", "Расти, коса..." и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.

Например, во время кормления кукол приговаривают:

Умница, Катенька,

ешь кашку сладеньку”.

В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др.

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки».

Результаты реализации раздела образовательной программы :

- С детьми 2 младшей группы было проведено диагностическое обследование в начале и в конце учебного года.

- В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная и др.).

- При помощи наблюдений я смогла определить уровень развития речи детей посредством фольклора.

- Диагностика проводилась по критериям познавательного развития детей дошкольного возраста по развитию речи, сформулированным в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Результаты диагностических исследований показали, что уровень речевой активности у детей повысился, речь детей стала яркой, выразительной, эмоциональной, заметно вырос словарный запас детей. Можно сделать вывод: русский фольклор оказывает огромное влияние на речь младших дошкольников.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Фольклор для маленьких»

Данная консультация предназначена для воспитателей ДОУ в работе с детьми младших групп. В консультации рассматриваются колыбельные, потешки,  прибаутки,  сказки. Детский фольклор – это соеди...

Консультация для родителей на тему: « Фольклор как средство развития речи дошкольника».

Влияние устного народного творчества в развитии речи дошкольника....

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему:«Фольклор в развитии речи детей»

Особое внимание в младшем возрасте уделяется развитию навыков разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Н.Ф. Виноградова В статье ...

Консультация для родителей на тему: " Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста "

Консультация для родителей на тему: « Фольклора в развитие речи детей младшего дошкольного возраста». Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становл...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: "Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и веровани...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и веровани...