Развитие речи в процессе использования ТРИЗ-технологий
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА №4
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.
Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Основные функции ТРИЗ:
1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качеств творческой личности.
В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ребенок учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Основные этапы методики ТРИЗ:
- Поиск сути.
Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
- «Тайна двойного» – выявление противоречий: хорошо-плохо.
Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо – греет, плохо – может сжечь.
- Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Вот несколько дидактических игр на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией, которые вы можете использовать в занятиях с детьми.
- Игра «Превращения»
Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
- Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
- Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками. Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
- Игра «Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
- внучка маленькая, а бабушка старенькая;
- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.
Факторы успешного речевого развития детей.
(памятка для родителей)
- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
- Создавать условия для общения с другими детьми.
- Речь взрослого – пример для подражания.
- Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
- Совместные игры взрослого и ребёнка.
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
- Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему».
- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.
- Рассказывание стихов руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речи дошкольников с использованием ТРИЗ технологии".
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необхо...
Конспект НОД по развитию речи с элементами игровых ТРИЗ - технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Автомобиль»
использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовлекают детей в совместное обучение и исследование...
Развитие речи в процессе использования ТРИЗ-технологий
ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ...
Использование ТРИЗ -технологий в процессе развития речи дошкольников
ТРИЗ -педагогика как одна из инновационных технологий при развитии речи дошкольников...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с элементами игровых ТРИЗ технологий для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи с элементами ТРИЗ-технологий...
Творческая тема по самообразованию: "Развитие исследовательской деятельности с использованием ТРИЗ-технологии"
Самообразование....
Развитие речи у детей через ТРИЗ технологии
Данный материал поиожет воспитателям подобрать эффективные техники для развития речи детей дошкольного возраста...