Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств
консультация (старшая группа) на тему

Горлачёва Ольга Владимировна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_skazka.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №45- общеразвивающего вида

«Народная сказка   как средство воспитания

нравственных    качеств»

           

Подготовила воспитатель: Горлачёва О.В.

г. Петропавловск-Камчатский

     В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность.    Наблюдая за детьми, видишь, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Много еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. Именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Поэтому  работа со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Учитывая тот факт, что в каждой сказке заложен своеобразный «нравственный урок», необходимо помочь ребенку понять, в чем он заключается, прояснить его суть, т.е. понять главный смысл сказки, тем самым заложить в душе и сознании маленького слушателя и читателя определенные моральные установки. Не зря существует поговорка «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сказки разных типов, писателей разных стран, благодатный материал для занятий с детьми. Каждую сказку можно читать многократно. Важно только помнить, что работа со сказкой длительная и кропотливая и от нее нельзя ждать немедленного результата.

Во второй младшей группе основная задача работы с детьми по формированию положительных моральных качеств сводиться к тому, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно, научить детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием литературных персонажей и их последующими действиями, а также учить детей доброжелательным взаимоотношениям. Зная, что в этом возрасте оценка поступка героя из сказки определяется общим эмоциональным отношением к нему (положительным или отрицательным), необходимо объяснять детям, что можно делать, а что нельзя; необходимо прививать такие правила поведения, как: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться!», «Не хорошо жадничать».

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек — это красна девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Можно использовать мини-беседы, например, после чтения сказки «Репка» можно предложить детям ответить на вопрос: «Почему удалось вытащить репку»? («Все дружно тянули репку; не ссорились»), а в заключение беседы подвести детей к пониманию правила: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно». После чтения сказок, таких как: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» нужно напоминать детям, что очень важно заботиться друг о друге, помогать друг другу не только в группе, но и в семье. Например, принести папе тапочки, бабушке – очки, помочь маме расставить посуду к обеду, полить цветы и т.п.

Положительный опыт внимательного и заботливого отношения, полученный ребенком из сказок, отражается и в реальной жизни, особенно в коллективных играх. Например, таких как: «Дочки – матери», «Больница», «Стройка», «Детский сад». Удовлетворение и радость от совместных игр способствуют формированию элементов поведения в коллективе.

Усвоению вежливых форм общения способствуют игровые задания: «Придумай вежливые слова», «Колобок» (для игры используют мяч, на котором нарисовано лицо колобка) – детям предлагается, перекатывая мяч друг другу, поздороваться с колобком и сказать ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный», «любименький».

Или в игре «Кого порадовать?» можно учить детей ласково обращаться друг к другу, называя такие слова, как: милый, хороший, родной, любимый, красивый и т.п. После таких игр объяснять детям, что от волшебных, вежливых слов людям становится радостнее.

Подводя итог, можно сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Чтобы нравственное воспитание было более эффективно, необходимо проводить и пропаганду таких знаний среди родителей, в виде  консультации, например: «Все ли сказки хороши», «Воспитание сказкой», «Через сказку, фантазию, игру – верная дорога к сердцу ребенка»; родительские собрания, выпустить буклеты: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!», «Народная мудрость в пословицах и поговорках и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшае...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...