Консультация для родителей "Упрямый ужасно, теряю всякое терпение..."
консультация на тему
Консультация для родителей о детском упрямстве и капризах. В чем различия? Стратегия иповедения взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upryamyy_uzhasno.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Упрямый ужасно, теряю всякое терпение…»
Говоря об упрямстве невозможно не затронуть и такую тему как детские капризы.
Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, то есть «Я так хочу и все!».
Причины:
- хроническое или только начинающееся соматическое заболевание. Если ребенок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, его тошнит или бьет озноб, он может быть, и не сумеет сказать об этом словами (особенно ребенок до трех лет), но будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт в виде изменений в поведении. Это будет поведении протестное или непоследовательное, эмоционально противоречивое или заторможенное.
Всегда, когда ребенок начал капризничать неожиданно на ровном месте, в ближайшие часы следует внимательно проследить за состоянием его здоровья.
- различные виды нарушения воспитания в семье. В этом случае послание ребенка может быть прочитано так: «Со мной нужно обращаться по-другому!». Два типа нарушения воспитания гиперпротекция и гипопротекция.
Гиперпротекция – когда ребенок не знает слова «нельзя». Любое запрещение вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.
Гипопротекция – когда ребенку наоборот многое запрещают. В этом случае ребенок сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать, что «так жить нельзя». И тогда с другой стороны, но мы приходим к тому же протестному, капризному поведению, которое еще больше раздражает родителей. Родители запрещают ребенку капризничать, он протестует против запрещения протеста – и этот замкнутый круг может вертеться годами.
- капризы ребенка являются симптомом внутрисемейной дисгармонии. В этом случае ребенка воспитывают вроде бы правильно, иногда даже «по науке», но отношения внутри семьи до крайности напряжены. Здесь капризы - послания ребенка, переводятся однозначно «Я не хочу, чтобы значимые для меня люди ссорились между собой».
- за капризы принимают что-то другое. Например, вполне закономерное исследование реакций родителей, которое ребенок предпринимает обычно на третьем году жизни: «Нельзя сюда ходить? А я пойду… И что она сделает? Кричит… А я опять пойду. И что тогда будет? Ага, тащит. А я вырвусь и опять пойду… Ой-ей-ей! Кажется, хватит…»
И так по много раз на дню, по самым разным поводам. Ужасно утомительно. Но это не капризы. Это исследование. И если вы будете достаточно тверды и последовательны, то довольно быстро (от несколько месяцев до двух лет) ребенок освоится со всем многообразием ваших реакций, и будет достаточно четко представлять, что можно, а что нельзя себе позволить в общении с мамой, с папой, с бабушкой…
Классический пример время «Я сам!». Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.
Упрямство – ребенок «настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он потребовал».
Причины:
- повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку. Усугубляется это тем, что родители «упрямых» детей почти всегда ориентированы на жесткую норму, собственное представление о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его возможностей и желаний.
Причем сами они не только обладают властным, честолюбивым характером, но и отличаются мелочной пунктуальностью, не терпят никаких отступлений от своих принципов.
Они очень аккуратны и всерьез полагают, что неопрятность, которая так их раздражает, следствие злого умысла со стороны ребенка. Если даже им объяснить, что малыш еще не может в такой мере регулировать свое поведение, что его поступки определяются познавательными потребностями (исследовательская деятельность) или потребностью в движении, такие мамы скажут: «Да пусть бегает, но не падает! Пусть познает окружающий мир, только не пачкается». Естественно, что для дошкольника это почти нереально.
- возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
- малая эмоциональная близость с ребенком;
- биологические особенности функционирования центральной нервной системы. Родовые травмы, асфиксия новорожденных, тяжелые инфекции, перенесенные матерью или ребенком в раннем детстве, зачастую определяют известные физиологические отклонения, одним из проявлений которых может быть необоснованное на первый взгляд упрямство в раннем возрасте, а при неправильном воспитании - и в дошкольном.
Стремление родителей искоренить упрямство, даже если это не приводит к невротическим реакциям, всегда является в какой-то мере источником этого упрямства и усугубляет его проявления. Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом», с высокой самооценкой, детям активным, имеющим собственное мнение и способным его отстаивать (пусть не всегда удачным способом и не всегда вовремя). Есть ли смысл так настойчиво бороться с этим своеобразным проявлением независимости ребенка? Не лучше ли направить все качества, лежащие в основе упрямства, в нужное русло? Это возможно только при одном обязательном условии: уважении к ребенку.
Уважение к ребенку, даже самому маленькому, подразумевает умение и желание взрослого его понять, встать мысленно на его место, допустить возможность существования у него собственного мнения. Если ребенок упрямится, значит, его что-то не устраивает, и нужно узнать, в чем дело. Борьба же с упрямством, когда она действительно нужна, должна быть разумной, спокойной и настойчивой.
Крупный советский педагог Е. А. Аркин не зря говорил: «Борьба с упрямством - это борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка... за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближнему окружению
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны....
Интегрированное занятие " Продукты всякие нужны- продукты всякие важны"
Занятие по ознакомление дошкольников с системой пищеварения, компонентами здорового питания.Вызвать познавательный интерес к знаниям о строении своего организма.Дать понятие о пользе витам...
Сообщение на родительское собрание "Терпение и еще раз терпение!"
Неокрепшему детскому организму необходим щадящий режим и энергетическая поддержка!...
Консультация для родителей "Не теряйте время зря!" (как можно использовать время для себя и детей во время карантина)
Как максимально полезно можно использовать время для себя и детей во время карантина. Родителям предложены игры и полезные интернет источники....
Круглый стол для родителей "Упрямый ужасно, теряю всякое терпение..."
Круглый стол для родителей детей 4-5 лет. Цель круглого стола - повышение психологической компетентности родителей...
Консультация для родителей "Микробы и Вирусы- ужасные вредирусы ИЛИ КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О МИКРОБАХ, ВИРУСАХ И О ТОМ, КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ"
Консультация для родителей "Микробы и Вирусы-ужасные вредирусыилиКАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О микробах, ВИРУСАХ И О ТОМ, КАК С НИМИ БО...
консультация : "Микробы и Вирусы - ужасные вредирусы"
Бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.Некоторые бактерии полезны. С помощью особых пищевых бактерий получают кефир и с...