" Упражнения для консультации «Как научиться не терять контроль в чрезвычайной ситуации"
консультация по психологии (подготовительная группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

В экстремальных ситуациях личность ведёт себя по своему и никогда не узнаешь, что человек вытворит в случившейся ситуаций.

Каждый человек реагирует на стресс в своём ритме и темпе. Одни бегут, другие зажмуриваются, третьи давят педаль тормоза, а кто-то умудряется газовать. И лишь в одном схожи: время длится целую вечность.

Что замедляет время и какие силы пробуждаются в человеческом теле до сих пор остаётся загадкой.

И всё же при обсуждении выявляются схожие реакции организма словно соединение с хищником в момент охоты: обостряется зрение, слух, осязание и скорость мышления в мгновение принимает решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chs_pedagogi_deti_uprazhneniya_2.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

    Упражнения для консультации «Как научиться не терять    контроль в чрезвычайной ситуации»

Упражнение «Самоанализ»

Участники тренинга садятся на стулья в круг. Предложите закрыть глаза и словесно восстановить картину дня до и во время эвакуации, например, скажите: «Был обычный рабочий день. Вы, как всегда, закончили утренний прием детей, передали информацию о количестве присутствующих воспитанников медицинской сестре, кратко рассказали о самочувствии некоторых детей, вышедших первый день после болезни в детский сад. Помощник воспитателя пошла на кухню, чтобы получить завтрак для детей. Вы провели с детьми несколько игр и предложили пойти помыть руки перед завтраком. Вдруг вы услышали по громкой связи сообщение о необходимости всем срочно покинуть помещения детского сада». Далее предложите каждому участнику по очереди рассказать, что он почувствовал, как действовал, что при этом ощущал. Спросите, что мешало, а что помогало коллегам действовать по инструкции, какие переживания сейчас возникают при воспоминании события эвакуации.

Упражнение «Расслабляем тело»

Предложите участникам проанализировать телесные ощущения: «Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела, „пройдите“ вниманием все тело. Какие части себя вы чувствуете? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Не старайтесь их расслабить, дайте им продолжиться. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущение кожи. Чувствуете ли вы свое тело, связь головы с туловищем, ваши конечности? Полностью ли вы осознаете себя? Какие белые пятна, „пустоты“ отмечаете в своем теле?»

Упражнение «Мои ресурсы»

Попросите участников вспомнить, что поддерживает их в стрессовой ситуации: «Нарисуйте на чистом листе солнышко. В его центре напишите: „Мои ресурсы“. А на лучах обозначьте то, что вас поддерживает, дает энергию. Например, друзья, родители, хобби, природа, личные качества. Вы можете нарисовать все, что угодно».

Упражнение «Самообъятие»

Предложите участникам попробовать найти свое место в пространстве, определить, где «я начинаюсь и где заканчиваюсь», чтобы обрести душевное равновесие. Скажите: «Положите одну руку под мышку другой руки, а другой рукой обхватите себя так, чтобы ладонь пришлась на плечо: вы себя обнимаете. Внимание сосредоточено на теле. Устройтесь поудобнее в этой позиции, почувствуйте опорность, которую она придает. Позвольте себе побыть „в контейнере“. Наблюдайте, происходят ли какие-то перемены в дыхании, телесных проявлениях, в том, как вы ощущаете себя в пространстве. Попробуйте какое-то время так посидеть, чтобы ваше ощущение себя и мира изменилось».

Упражнение Питера Левина «Самоподдержка»

Скажите участникам: «Следующее упражнение научит вас изменять свои текущие физиологические и эмоциональные состояния. Глаза можно держать открытыми или закрытыми – как вам удобно. Примите удобную позу. Положите одну руку на лоб. Положите другую руку на сердце. Наблюдайте за тем, что происходит в вашем теле. Плавно переместите внимание туда, где соприкасаются ладони и тело. Наблюдайте за тем, что происходит в теле под одной рукой: что чувствует тело при прикосновении? А что чувствует рука, прикасающаяся к телу? Повторите то же для другой руки. Сфокусируйтесь на руке, которая притягивает ваше внимание. Оставайтесь в этом положении, пока не почувствуете изменение. Почувствуйте, что происходит в теле между ладонями. Например, поток энергии или изменение температуры».

Упражнение «Взмах»

Скажите участникам: «Примите удобную позу, прикройте глаза и представьте, что в каждой руке у вас по картинке: в одной – мрачное и трагическое изображение вашей проблемы или стрессовой ситуации, а в другой – изображение с приятной ситуацией, яркое, красочное, при взгляде на которое вы радуетесь и успокаиваетесь. При помощи единственного взмаха опустите негативную картинку на уровень коленей, чтобы не видеть ее, а положительную поднимите к глазам. Выполняйте упражнение при напряжении, стрессе, панике. Быстро меняйте картинки, пока положительный образ полностью не вытеснит отрицательный».

Упражнение «Ритуал прощания»

Подведите итоги и попрощайтесь: «Вы должны помнить, что все люди так или иначе реагируют на стрессовые ситуации. Ощущать страх – нормально. Не вините себя в том, что растерялись, на время потеряли самоконтроль. Важно, что вы смогли взять себя в руки и справились с ситуацией. Зафиксируйте внимание на этой мысли. Вы справились с ситуацией, вы молодцы!»

Упражнение «Частое дыхание» (5 мин)

Предложите участникам дышать примерно так, как дышит собака. Объясните, что упражнение поможет не только справиться со стрессом, но и уменьшить болевые ощущения, если они возникают. Именно поэтому его часто рекомендуют женщинам при родах во время схватки.

Упражнение «Дыхание животом» (5 мин)

Попросите участников положить руку на живот, чтобы проконтролировать брюшное дыхание: «Грудная клетка во время упражнения не двигается. Вдыхать следует медленно носом, выдыхать тоже через нос на счет до 5. На высоте вдоха задержите дыхание».

Упражнение «Дышим через нос» (5 мин) 

Попросите участников резко выдохнуть через нос, затем спокойно и незаметно выдохнуть ртом и носом. Во время вдоха попросите одновременно сжимать руки в кулак и напрягать мышцы всего тела. При выдохе – полностью расслабляться. Повторите упражнение 16 раз по 4 захода. Если участникам тяжело, снизьте нагрузку до комфортного уровня.

Игры и упражнения для коррекционной работы с детьми

Упражнение «Воздушный шарик» (0,5–1 мин)

Скажите воспитаннику: «Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделай паузу и сосчитай до 5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представь, что каждое легкое – надутый шарик. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот. Повтори 3 раза. Как ты себя чувствуешь? Получилось расслабиться?»

Игра «Морщинки» (2–3 мин)

Попросите участника сесть за стол. Поставьте напротив зеркало. Скажите: «Несколько раз вдохни и выдохни. Широко улыбнись своему отражению в зеркале. Наморщи лицо, начиная со лба: брови, нос, щеки. Подними и опусти плечи. Расслабь мышцы лица. Если чувствуешь напряжение, скажи себе: „Спокойно“, – и успокойся. Расслабь мышцы шеи и плеч».

Упражнение «Самолет» (3 мин)

Предложите участнику перевоплотиться на время игры в самолет. Задавайте вопросы и выслушивайте ответы воспитанника: «Займи позицию готовности, как самолет при взлете, стоя прямо и разведя руки в стороны. Может быть, у тебя есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представь, что твой самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту. Ты летишь! Что там сверху? Внизу? Что ты слышишь? Какие там запахи? Что ты чувствуешь, паря над облаками? Запомни это ощущение и возьми его с собой на землю. Ты летишь вниз и приземляешься. В следующий раз, когда испугаешься, представь, что ты взлетаешь над облаками. Вперед и вверх!»

Упражнение «Путешествие в волшебный лес» (3 мин)

Попросите участника удобно сесть и закрыть глаза. Предложите представить, что вы находитесь в лесу: «Ты видишь лес, деревья, кустарники и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее. Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав. Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними. Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы». После упражнения обсудите ответы участника.

Упражнение «Пространство тела» (10–15 мин)

Разбейте какую-либо площадку на квадраты по количеству участников с помощью лент или палок. Если участник один, начертите два квадрата для себя и воспитанника. Каждому ребенку отведите собственный квадрат. Включите музыку и попросите детей танцевать только в своем квадрате. Если они заденут другого ребенка или заступят за черту, то «вылетают» из игры. Таким образом, участники игры смогут понять разницу своего и чужого пространства. Проведите игру два раза. Во второй раз не используйте квадраты, но напомните детям, что нужно уважать чужое пространство. Разрешите участникам во время танца мягко подталкивать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как вести себя в чрезвычайных ситуациях"

От чрезвычайных и неожиданных ситуаций не застрахованы ни взрослые,ни дети. Чтобы с Вами и  вашим ребенком не случилось беды....

Консультация "Как вести себя в чрезвычайных ситуациях"

Понятие безопасности в дошкольном образовательном учреждении ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современны...

консультация для родителей "Действия при чрезвычайных ситуациях"

Действия при чрезвычайных ситуацияхНа каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций заготовлены варианты речевых сообщений. Информация передается в течение 5 минут после подачи сигнала «Внимание...

Консультация для родителей о действиях при угрозе совершения террористического акта или возможностях возникновения других чрезвычайных ситуаций

Памятка правил поведения при обнаружении подозрительного предмета, а также при получении информации о проведении террористического акта....

Консультация «Повышение бдительности и правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций»

Консультация«Повышение бдительности и правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций»...

Консультация "Предотвратите беду: действия детей в чрезвычайной ситуации"

Консультация "Предотвратите беду: действия детей в чрезвычайной ситуации"...